Уже восьмое столетие в Ярославле на берегу реки Волги стоит Свято-Введенский Толгский женский монастырь. За его стенами кипит суета. Но в самой обители время замирает. Люди здесь находят покой, незыблемую красоту и духовное утешение. Ежегодно тысячи верующих со всей России устремляются в обитель, чтобы поклониться древней чудотворной иконе Божией Матери «Толгская».
Богородица – хозяйка этой обители. Она вразумляет, ограждает и направляет людей. Монахини монастыря поведали такую историю. Произошла она в начале двухтысячных годов. Однажды в Толгскую обитель приехала группа паломников. Оказалось, что люди направлялись на экскурсию в Кострому. Но по дороге сбились с пути. Застряли где-то посреди леса. Навигаторов в ту пору не было. Внезапно люди увидели, как в небе возник образ женщины. Она пламенно молилась. Паломники поняли, что это Богородица. Шокированные произошедшим, они решили двигаться к тому месту, над которым увидели образ. Так они оказались перед Толгской обителью.
Монахини знают ещё много чудесных историй. Всего в монастыре служат 120 сестёр. Все они трудятся на благо обители и её гостей. Но порой сил у матушек на всё не хватает и поэтому они очень рады помощникам. Особенно в период сбора урожая и разных заготовок на зиму. Если вы хотите потрудиться в Толгской обители, звоните по телефону: 8 962 214 81 87. montolga.ru
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.
22 декабря. О духовном смысле праздника Зачатия праведной Анною Пресвятой Богородицы
Сегодня 22 декабря. Зачатие праведной Анною Пресвятой Богородицы.
О духовном смысле праздника — священник Родион Петриков.
Все выпуски программы Актуальная тема
Послание к Ефесянам святого апостола Павла
Еф., 229 зач., V, 8-19.
Комментирует священник Антоний Борисов.
В русской церковной традиции, не повсеместно, но соблюдается один интересный обычай — освящать свечи в праздник Сретения Господня. В наши дни мало кому уже известно, почему именно на Сретение во времена церковной древности исполнялся данный обряд. А причина, на самом деле, была чрезвычайно важной. И о ней мы с вами сможем узнать, послушав отрывок из пятой главы послания апостола Павла к Эфесянам. Он читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 5.
8 Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света,
9 потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине.
10 Испытывайте, что благоугодно Богу,
11 и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте.
12 Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить.
13 Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть.
14 Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос».
15 Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые,
16 дорожа временем, потому что дни лукавы.
17 Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия.
18 И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом,
19 назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу,
После того, как в начале четвёртого века император Константин Великий сделал христианство дозволенной в Римской империи религией, позиции римского язычества стали ослабевать, но идолопоклонство ещё целые века сохраняло своё влияние на античных греков и римлян. И окончательно победить суеверия, разорвать связи с греховным прошлым должен был помочь, в том числе, и обряд освящения свечей.
В начале февраля (как раз в дни празднования Сретения Господня) древние идолопоклонники праздновали уход зимы и начало весны, совершая в ночное время сомнительные ритуалы. Христиане, желая помешать этому, брали зажжённые свечи и обходили с пением молитв улицы городов. Такие шествия со свечами указывали, что свет учения Христа победил тьму язычества.
Конечно же, во времена апостола Павла, когда христианство только зарождалось и находилось в гонимом состоянии, ни о каких крестных ходах и речи не шло. Но всё же — апостол, обращаясь к христианам города Эфес через послание, отрывок из которого мы только что слышали, просит их: «не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте». В древнем Эфесе существовало капище богини плодородия Артемиды. И местные язычники по ночам предавались в этом месте греховным утехам, полагая, что ночная тьма позволит им грешить беспрепятственно.
Апостол Павел очень переживал за эфесских христиан, бывших в прошлом идолопоклонниками. Павел обоснованно подозревал, что прежняя жизнь может притягивать его учеников. Потому и просит он своих первоначальных читателей не поддаваться страстям, не упиваться вином, не посещать развратных сборищ. Вместо всего перечисленного апостол умоляет эфесян творить добрые дела, искренне молиться Богу, с чистотой и милосердием относиться к окружающим людям.
Как это ни печально, но описанные выше реалии касаются и нас с вами. Мы живём во времена попытки реставрации язычества. Хотя вернее было бы сказать — его придумывания. Ведь от довольно примитивных верований наших предков мало что осталось. Но всё же находятся в печальном смысле энтузиасты, готовые заново сконструировать культы перунов и гермесов. И мы видим, как подготовка к проведению очередной Олимпиады начинается в Греции с танца жриц Зевса, зажигающих олимпийский огонь. А в России то и дело устраиваются какие-то конференции и церемонии славянских неоязычников.
Христианство не потому осуждает язычество, что боится конкуренции, а потому что опасается за судьбу людей, ставших адептами идолопоклонства. Ведь неправильная вера неминуемо исказит ум, чувства, здоровье человека. А ещё лишит его спасительной участи общения со Христом. Потому будем беречь себя и близких от симпатий к язычеству, которое есть тьма и безумие. И пусть свет истинной Христовой веры, превосходящей все культурные, национальные и прочие условности этого мира, освещает подобно сретенским свечам пути наших жизней. Чтобы не спотыкаться нам во мраке ложных религий, но идти прямо и без опаски по направлению к Царству Божию.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Ценности и культура» Интервью с И. Докучаевым
Гость программы — Илья Докучаев, заведующий Кафедрой онтологии и теории познания Санкт-Петербургского Государственного Университета, доктор философских наук, почетный член Российской академии художеств, президент Российского культурологического общества.
Ведущий: Алексей Козырев
Все выпуски программы Философские ночи