Евангелие от Матфея, Глава 17, стихи 1-9. Комментирует - Феоктист Игумнов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Матфея, Глава 17, стихи 1-9

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Пожалуй, нет того христианина, который, размышляя о евангельских событиях, не пытался бы поставить себя самого на место того или иного евангельского персонажа. Это, действительно, очень любопытно: а как бы я повёл себя, если бы стал свидетелем воскрешения Лазаря? Или: изменился бы я, если бы увидел, как Христос претворил воду в вино во время свадьбы в Кане? А что бы я почувствовал, если бы оказался рядом со Христом в момент Его Преображения? Сегодня самое подходящее время, чтобы поразмышлять над последним из этих вопросов: мы вспоминаем Преображение Господне, мы всесторонне пытаемся его осмыслить и сделать для себя некоторые поучительные выводы. Давайте послушаем отрывок из 17-й главы Евангелия от Матфея, который рассказывает об этом событии и звучит сегодня за божественной литургией в православных храмах.

Глава 17.

По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних,

2 и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет.

И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие.

4 При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии.

5 Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте.

И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались.

Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь.

Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса.

И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых.

За истекшее со времени Преображения Господня время церковные мыслители написали множество глубоких трудов, в которых они предприняли попытку понять, что означало Преображение, каким образом оно соотносится с Распятием Христовым и с Его Воскресением, а также дать ответ на вопрос соотнесения Преображения Господня с личным преображением всякого верующего во Христа человека.

Одно из важнейших песнопений сегодняшнего праздника прямо говорит о связи Преображения и Страданий Христовых, а также о том, какие практические выводы должны были сделать Христовы ученики из Преображения: «Ты преобразился, Христе Боже, на горе, и ученики Твои созерцали славу Твою, насколько могли воспринять ее, чтобы, когда увидят Тебя распинаемым, уразумели, что страдание Твоё добровольно, и проповедали миру, что Ты воистину Отчее сияние».

В этом песнопении мы видим некоторую идеализацию того, что произошло у Креста Христова во время Распятия Спасителя: тогда ученики, включая и тех, кто был со Христом на горе Преображения, не смогли установить какую-либо связь между Преображением и Распятием, не смогли осознать, что Распятие было добровольным, что Христос Сам Себя предал на Распятие ради спасения человечества от греха и смерти, у Креста Христова ученики испугались и большинство из них предпочли скрыться там, где их не смогут найти распявшие Спасителя люди. Осознать связь между Преображением и Распятием апостолы сумели несколько позже, тогда, когда им явился Воскресший Христос.

Вместе с этим богослужебное песнопение не идёт дальше и не идеализирует реакцию учеников на само Преображение, а их реакция была, скажем так, немного странной: апостол Пётр внезапно предложил сделать для Христа и древних пророков три кущи, то есть три палатки, так, как будто бы Спаситель, Моисей и Илия нуждались в чем-то материальном. Это странно по той причине, что происходящее на горе должно было дать понять апостолам, что они стали свидетелями явления божественного порядка, они прикоснулись к иной реальности, в которой нет места ничему временному, материальному и тленному. Но апостолы были во многом подобны нам, они не могли даже на краткое время не считаться с требованиями физической природы человека, и потому предложили то, что могли предложить, и эти слова апостолов звучат как абсолютный диссонанс с происходящим. Впрочем, мало кто был бы способен при соприкосновении с божественной реальностью не прозвучать диссонансом и произнести те слова, которые оказались бы уместными. Конечно, реакция апостолов была вызвана и страхом, который упомянул евангелист Матфей, но ведь явление силы Божией — это и в самом деле страшно, и всем нам свойственно пугаться тогда, когда Бог напрямую вторгается в нашу жизнь, потому что в таком случае жизнь теряет одно из своих базовых свойств — предсказуемость. В целом же Евангелие говорит нам, что размеренность течения нашей жизни — иллюзия, что эта размеренность может быть в любой момент нарушена бесконечным множеством способов, можно, к примеру, попасть под проливной дождь по дороге на важную встречу и в конечном итоге не попасть на встречу по причине тотального повреждения делового костюма. Но есть иные размеренность и стабильность, их человеку может дать лишь Бог, они не имеют ничего общего с тем, что мы привыкли подразумевать под размеренностью и стабильностью жизни, и чтобы обрести уверенность нам нужно научиться доверять лишь Богу, и быть готовыми с благодарностью воспринимать то, что Он нам посылает на путях нашей жизни, памятуя, что все это существенно необходимо для нашего личного преображения.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!