Евангелие от Матфея, Глава 17, стихи 1-9
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Пожалуй, нет того христианина, который, размышляя о евангельских событиях, не пытался бы поставить себя самого на место того или иного евангельского персонажа. Это, действительно, очень любопытно: а как бы я повёл себя, если бы стал свидетелем воскрешения Лазаря? Или: изменился бы я, если бы увидел, как Христос претворил воду в вино во время свадьбы в Кане? А что бы я почувствовал, если бы оказался рядом со Христом в момент Его Преображения? Сегодня самое подходящее время, чтобы поразмышлять над последним из этих вопросов: мы вспоминаем Преображение Господне, мы всесторонне пытаемся его осмыслить и сделать для себя некоторые поучительные выводы. Давайте послушаем отрывок из 17-й главы Евангелия от Матфея, который рассказывает об этом событии и звучит сегодня за божественной литургией в православных храмах.
Глава 17.
1 По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних,
2 и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет.
3 И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие.
4 При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии.
5 Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте.
6 И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались.
7 Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь.
8 Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса.
9 И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых.
За истекшее со времени Преображения Господня время церковные мыслители написали множество глубоких трудов, в которых они предприняли попытку понять, что означало Преображение, каким образом оно соотносится с Распятием Христовым и с Его Воскресением, а также дать ответ на вопрос соотнесения Преображения Господня с личным преображением всякого верующего во Христа человека.
Одно из важнейших песнопений сегодняшнего праздника прямо говорит о связи Преображения и Страданий Христовых, а также о том, какие практические выводы должны были сделать Христовы ученики из Преображения: «Ты преобразился, Христе Боже, на горе, и ученики Твои созерцали славу Твою, насколько могли воспринять ее, чтобы, когда увидят Тебя распинаемым, уразумели, что страдание Твоё добровольно, и проповедали миру, что Ты воистину Отчее сияние».
В этом песнопении мы видим некоторую идеализацию того, что произошло у Креста Христова во время Распятия Спасителя: тогда ученики, включая и тех, кто был со Христом на горе Преображения, не смогли установить какую-либо связь между Преображением и Распятием, не смогли осознать, что Распятие было добровольным, что Христос Сам Себя предал на Распятие ради спасения человечества от греха и смерти, у Креста Христова ученики испугались и большинство из них предпочли скрыться там, где их не смогут найти распявшие Спасителя люди. Осознать связь между Преображением и Распятием апостолы сумели несколько позже, тогда, когда им явился Воскресший Христос.
Вместе с этим богослужебное песнопение не идёт дальше и не идеализирует реакцию учеников на само Преображение, а их реакция была, скажем так, немного странной: апостол Пётр внезапно предложил сделать для Христа и древних пророков три кущи, то есть три палатки, так, как будто бы Спаситель, Моисей и Илия нуждались в чем-то материальном. Это странно по той причине, что происходящее на горе должно было дать понять апостолам, что они стали свидетелями явления божественного порядка, они прикоснулись к иной реальности, в которой нет места ничему временному, материальному и тленному. Но апостолы были во многом подобны нам, они не могли даже на краткое время не считаться с требованиями физической природы человека, и потому предложили то, что могли предложить, и эти слова апостолов звучат как абсолютный диссонанс с происходящим. Впрочем, мало кто был бы способен при соприкосновении с божественной реальностью не прозвучать диссонансом и произнести те слова, которые оказались бы уместными. Конечно, реакция апостолов была вызвана и страхом, который упомянул евангелист Матфей, но ведь явление силы Божией — это и в самом деле страшно, и всем нам свойственно пугаться тогда, когда Бог напрямую вторгается в нашу жизнь, потому что в таком случае жизнь теряет одно из своих базовых свойств — предсказуемость. В целом же Евангелие говорит нам, что размеренность течения нашей жизни — иллюзия, что эта размеренность может быть в любой момент нарушена бесконечным множеством способов, можно, к примеру, попасть под проливной дождь по дороге на важную встречу и в конечном итоге не попасть на встречу по причине тотального повреждения делового костюма. Но есть иные размеренность и стабильность, их человеку может дать лишь Бог, они не имеют ничего общего с тем, что мы привыкли подразумевать под размеренностью и стабильностью жизни, и чтобы обрести уверенность нам нужно научиться доверять лишь Богу, и быть готовыми с благодарностью воспринимать то, что Он нам посылает на путях нашей жизни, памятуя, что все это существенно необходимо для нашего личного преображения.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов