Евангелие от Матфея, Глава 23, стихи 23-28
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Среди множества соцопросов, к сожалению, нет такого, который был бы посвящён осмыслению нашими современниками монашества. Впрочем, из общих соображений и наблюдений за жизнью общества можно предположить, что такой соцопрос дал бы не самые утешительные результаты, наверняка оказалось бы, что очень многие люди строят своё представление о монашестве на основании различного рода слухов, баек, легенд и карикатурных образов, и в целом относятся к монахам как к существам непонятным, а потому и подозрительным. Интересно, что такое отношение характерно и для определенной части церковного общества, в котором все чаще звучит мнение, будто бы монашество повлияло на христианство не самым лучшим образом, в частности, критике подвергаются различные дисциплинарные церковные предписания, которые базируются на монашеском взгляде на жизнь. За таким воззрением кроется все то же непонимание сути монашеской жизни и монашеского делания. Давайте попытаемся разобраться с этим вопросом, взяв за основу наших размышлений отрывок из 23-й главы Евангелия от Матфея, который сегодня звучит во время литургии в православных храмах.
Глава 23.
23 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять.
24 Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие!
25 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды.
26 Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их.
27 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты;
28 так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония.
Вполне предсказуемо, что в этом отрывке мы ничего не услышали о монашестве. Предсказуемо это по той простой причине, что во всем Священном Писании о монашестве не сказано ни слова. Христова речь была обращена к фарисеям, которые, как это явствует из евангельских слов, чрезмерно много внимания уделяли внешним формам проявления своего почитания Бога, но при этом забывали о сути такового почитания. У фарисеев были свои причины так поступать, и причины эти заключались в том, что фарисеи жили самой обычной обывательской жизнью, следовательно, они были вынуждены постоянно отвечать на вопрос о том, каким образом в рамках повседневной жизни можно оставаться верным Богу. Самый простой и очевидный ответ на этот вопрос лежит на поверхности: надо постараться сделать так, чтобы все сферы жизни человека были пронизаны памятью о Боге, для этой цели необходимо жизнь регламентировать таким образом, чтобы в ней не осталось того места, которого бы не коснулся изложенный в Священном Писании Закон Божий. А потому необходимо платить десятину и с пряных трав несмотря на то, что в Писании об этом ничего не сказано. Христос в Своей речи упомянул это как крайне негативный пример, вместе с этим Он сказал о том, что вместо десятин надлежит думать о сути Закона, то есть о справедливости, о милосердии и о вере.
Собственно, монашество зародилось именно как стремление исполнить эти Христовы слова, изначально люди уходили из общества ради того, чтобы сосредоточиться на главном: на справедливости, на милосердии и на вере, и не думать ни о чем ином. Со временем это стремление стало восприниматься как некий идеал христианской жизни, каковым оно, собственно, и является. Впрочем, для того, чтобы осуществить этот идеал, вовсе нет необходимости отрекаться от всего и от вся с последующим уходом в пустыню или же в глухой лес, история христианства показала, что можно и по-другому, можно оставаться в привычном окружении, но изменить целеполагание своей жизни, а именно: перестать сосредотачивать внимание на внешнем и на том, что кажется важным нехристианскому миру, и обратить свой взор на становление внутреннего человека по тому образцу, который дал нам Христос. И здесь опыт жизни монахов может очень пригодиться, потому что монахами и идеальными христианами их сделал вовсе не образ жизни и не специфические одежды, а внутреннее устроение с Евангелием как центром жизни и со стремлением к соединению со Христом как ее смыслом.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов