В сторожку недавно открытого Технического училища жители Ярославля ходили, как на экскурсию. За несколько дней там, кажется, успел побывать весь город! Мальчишки часами висли на заборе, и, едва завидев сторожа, канючили: «Дяденька, дай трубочку послушать!..» Сегодня сложно представить, что такой переполох мог образоваться всего-навсего вокруг… телефонного аппарата! Но в тысяча девятисотом году в Ярославле такую роскошь как телефон могли позволить себе только очень богатые люди.
Впрочем, купец Николай Петрович Пастухов, построивший училище и установивший в его сторожке баснословно дорогую по тем временам телефонную связь, безусловно, был очень богат. Его называли «железным королём», он владел пятью металлургическими заводами и фактически устанавливал цены на железо по всей стране. Неудивительно, что задумав открыть в родном Ярославле училище, он остановил выбор именно на техническом профиле.
Пастухов видел, какими бурными темпами развивается отечественная промышленность, и понимал, что ей остро не хватает квалифицированных кадров. Николай Петрович мечтал о таком учебном заведении, где технических специалистов готовили бы по самым современным стандартам, а может быть, даже и опережая развитие прогресса. Поэтому наличие телефона в училище было не экзотикой, а простой необходимостью. Училище быстро обрело высокий статус среди специальных учебных заведений России, и по праву считалось одним из лучших. Капитал в сто тысяч, оставленный им на содержание училища, целиком и полностью освобождал студентов от платы за обучение.
Однако училище, в итоге обошедшееся Николаю Петровичу ни много ни мало в четверть состояния, было далеко не единственным благотворительным проектом богатого предпринимателя, прекрасно чувствовавшего и понимавшего нужды людей, живущих рядом с ним. Вместе со своим дядей Николай Пастухов учредил в Ярославе «Богадельню для призрения престарелых и увечных людей». Помимо постоянных денежных пожертвований, Николай Петрович взял на себя исполнение обязанностей эконома в этом благотворительном учреждении. Он был активным деятелем Общества помощи нуждающимся переселенцам, являлся попечителем Александровского дома призрения для мальчиков-сирот и Почетным членом губернского попечительства детских приютов.
Внешне казавшийся многим несколько жёстким и отстранённым, Николай Петрович в действительности имел доброе и сострадательное сердце. Его по-настоящему волновала участь детей-сирот, и щедрые пожертвования Пастухова на содержание Ольгинского детского приюта - красноречивое тому подтверждение. Дом Трудолюбия, городская библиотека, амбулатория и больница в Ярославле тоже поддерживались на средства Николая Петровича. А в городе Сулине, в рабочем поселке при одном из своих заводов, Пастухов построил храм в честь святого благоверного князя Александра Невского.
Любой ажиотаж вокруг своей благотворительной деятельности Николай Петрович Пастухов немедленно пресекал. Он не любил делать что-то напоказ. Творить добро для него, воспитанного на евангельских словах Христа: «Кто одел голого, накормил голодного, посетил заключенного, тот Меня одел, Меня накормил, Меня посетил», - было так же естественно, как ходить или говорить.
Всю жизнь желавший людям только добра, Николай Петрович Пастухов остался верен себе до последнего вздоха. «Прошу детей моих жить в мире и согласии, быть щедрыми, не допускать в своем образе жизни излишней роскоши, о чём молю Господа», - написал в своём завещании этот Благотворитель с большой буквы.
28 апреля. О нравственном служении медиков
Сегодня 28 апреля. День работника скорой медицинской помощи.
О нравственном служении медиков, — протоиерей Игорь Филяновский.
Бзоба. Вербное воскресенье в Грузии
Грузия — страна, принявшая христианство в глубокой древности. Первые христиане появились в Иверии, древней Грузии, еще в первом веке. В четвертом веке стараниями святой Нины христианство стало государственной религией.
Грузинская Церковь имеет множество древних и самобытных традиций. Некоторые из них существуют с древних времен, некоторые — возникли относительно недавно, но также полюбились православным грузинам и прочно вошли в церковную жизнь. Ярким примером гармоничного сосуществования древних и новых церковных традиций в Грузии является праздник Входа Господня в Иерусалим или Вербное воскресение.
В Грузинской Церкви Вербное воскресение именуется бзоба. Такое название возникло благодаря определенному виду растения. Если в России в день Входа Господня в Иерусалим принято приходить в храм с веточкой вербы, то грузины приносят с собой бзу или иначе колхидский самшит. Колхидский самшит — это вечнозеленое растение, кустарник с плотными овальными листьями. Самшит иначе именуется кавказской пальмой. Во время Входа в Иерусалим люди встречали Христа с пальмовыми ветвями в руках. В России пальма не растет, ее заменила верба. Православные грузины приносят на праздник с собой в храм свой вид пальмы — самшит.
Недавно данная традиция оказалась на грани исчезновения. Колхидский самшит из-за климатических изменений, а также активизации паразита «Самшитовой огнёвки» стал исчезать и был занесен в красную книгу растений. Патриарх-Католикос Грузии Илия 2-ой, узнав об этом, благословил приносить в храм на праздник Бзоба ветви самшита только тем грузинам, которые посадили куст самшита рядом с домом. Тому же, кто этого сделать не успел, ветку самшита дают непосредственно в храме во время праздничного богослужения. Накануне службы храмовые работники бережно срезают ветви самшита в специальных питомниках и делают это с разрешения экологов.
Обычно в день Бзобы рядом с большими храмами и монастырями проходят ярмарки саженцев бзы — самшита. Каждый желающий может купить саженец и посадить его рядом с домом, тем самым не дав знаменитому растению окончательно исчезнуть. Таким образом, в Грузии сегодня стремятся сохранить древнюю церковную традицию и улучшить состояние природной среды.
Еще одна традиция Бзобы связана с историей грузинского языка. Накануне Вербного воскресенья празднуется Лазарева суббота, день, когда Православная Церковь вспоминает чудо воскрешения Лазаря, друга Иисуса Христа. По благословению Патриарха-Католикоса Илии 2-го с 1985 года Лазарева суббота считается днем грузинского языка. По словам Патриарха Илии, грузинский язык много раз оказывался на грани исчезновения, но всегда возрождался, воскресал подобно Лазарю и по милости Божией продолжает существовать.
Все выпуски программы Вселенная православия
Послание к Филиппийцам святого апостола Павла
Флп., 247 зач., IV, 4-9.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как научиться радоваться этой жизни? Что необходимо сделать, чтобы ощущение счастья всегда наполняло наше сердце? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 4-й главы послания апостола Павла к Филипийцам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 4.
4 Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь.
5 Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко.
6 Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом,
7 и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе.
8 Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте.
9 Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, и Бог мира будет с вами.
Отрывок, который только что прозвучал, написан апостол Павлом во время заточения. Учитывая это, слова, которыми начинается отрывок, очень примечательны. Обращаясь к христианам города Филиппы, Павел призывает их радоваться.
Радость, о которой говорит апостол, не имеет ничего общего с теми состояниями, которые мы привыкли обозначать этим словом. Это не сентиментальные переживания, не эмоциональное возбуждение, не чувственный восторг. Сам апостол определяет эту радость как «мир Божий, который превыше всякого ума». Иными словами, это Божественная благодать, которая соединяет наше сердце с Богом, даёт нашей душе мир, покой и безмятежность. Это состояние, источник которого коренится намного глубже наших эмоций и мыслей. Парадоксальным образом, человек может быть носителем этой радости, хотя внешне испытывать физический дискомфорт и даже душевные терзания.
И сам апостол является живым свидетельством того, что это не пустые слова. На личном опыте он переживает то, к чему призывает. Ведь посмотрите, Павел находится в римской тюрьме в ожидании решения его участи императором. Обстоятельства весьма стеснённые и скорбные. Под угрозой сама жизнь апостола. Ведь, возможно, приговор будет смертным. Как простому человеку Павлу, безусловно, страшно. Он испытывает телесные и душевные муки. Однако у него хватает сил воспринимать всё происходящее вокруг с миром. В нём нет сопротивления и борьбы. Он не грозит своим обидчикам небесными карами, не проклинает их, не требует справедливости, никому ничего не доказывает, не оправдывается. Он видит во всех этих событиях руку Божию. Ведь ни один волос не упадёт с головы тех, кто служит Христу, случайно. Так Господь говорит в Своём Евангелии.
Как же Павел достиг такого состояния? Как нам получить эту силу? Опять же приглядимся к образу апостола. Всё, о чём он думает, — как бы хоть чем-то послужить своим ближним. Он весь сосредоточен на исполнении Евангельской заповеди Христа. Заповеди о жертвенном служении. Остальное его интересует лишь постольку-поскольку. Поэтому он и призывает своих адресатов: «Не заботьтесь ни о чём». То есть не думайте, что то, к чему вы стремитесь в своей жизни, наполнит вас и принесёт вам подлинную радость. Все вещи преходящи. Сегодня они дарят нам эмоциональное возбуждение, а завтра ввергают в пучину уныния и депрессии. А потому не зацикливайтесь ни на людях, ни на вещах, ни на эмоциях. Не вовлекайтесь в них. Не посвящайте этому всю свою жизнь. Ваше внимание должно быть всецело сосредоточено на Христе, на поиске Его воли, на исполнении Его заповедей. Поэтому апостол Павел и говорит: «Кротость ваша да будет известна всем человекам». Вот тогда Господь наполнит ваше сердце благодатью, откроет в нём источник подлинной радости. Эта радость не вероломна. Она не оставит и не предаст. И тем более никто и никогда не сможет у нас её отнять.