Евангелие от Луки, Глава 6, стихи 17-23. Комментирует - Стефан Домусчи
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Луки, Глава 6, стихи 17-23

Читает и комментирует священник Стефан Домусчи

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент Московской духовной академии священник Стефан Домусчи. Приходилось ли вам испытывать внутреннее удовлетворение в трудной ситуации? Многим это может показаться маловероятным, хотя феномен христианского мученичества это подтверждает. Люди радовались во время гонений. Для того, чтобы понять, что лежит в основе подобного поведения, стоит послушать отрывок из 6-й главы Евангелия от Луки, который звучит сегодня в храмах во время богослужения.

Глава 6.

17 И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских,

18 которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись.

19 И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех.

20 И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие.

21 Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь.

22 Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого.

23 Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их.

Во времена земной проповеди Спасителя все члены народа Божьего знали свою веру. Мало того, что они посещали синагогу, раз в семь лет в так называемый субботний год они не обрабатывали землю, но большую часть оставшегося времени посвящали изучению Пятикнижия Моисея и других священных книг. И всё же, несмотря на более-менее общую религиозную грамотность, в народе были группы ревнителей, людей, которые были особенно требовательны к себе и окружающим. Правда сконцентрированы они были на разных аспектах. Так фарисеи стремились соблюсти закон. Делали они это искренне и с большой требовательностью к себе и другим. Однако при этом порой они уделяли больше внимания преданиям старцев, чем самому закону Божьему. Зилоты были обеспокоены национальным возрождением, их в первую очередь занимали политические вопросы. Их активность оправдывалась ещё и тем, что в это время иудеи находились под властью римлян. Однако среди всех этих групп были люди, которые не объединялись в какое-то особенное движение, хотя и были объединены одной надеждой. Это были те, кого Священное Писание называет «чающие, то есть ожидающие утешения Израилева». Это были люди, ожидающие пришествия Мессии, Божьего помазанника, который не просто улучшит политическую ситуацию и не просто будет лучше всех соблюдать закон. Он — будет явлением помощи Божией и Его любви к людям, ведь в лице помазанника Господь посетит Свой народ.

В сегодняшнем чтении мы слышим, как к Иисусу приходит много людей. Они ждут от Него чудес — исцелений и освобождения от нечистых духов. Однако, как это часто бывает, далеко не всем нужно главное, то, ради чего Он пришёл. Именно поэтому, исцелив людей, Спаситель оборачивается к ученикам и произносит слова о блаженстве тех, кто с точки зрения потребительской никак не может быть блаженным. Нищие духом, алчущие, плачущие, гонимые — кто скажет, что они, несмотря на их трудности, могут быть при этом счастливыми людьми? Это сможет сказать тот, кто хотя бы раз в жизни получал от Бога помощь, не рассчитывая на собственные силы. Кто стремился к правде и знал, что Бог на его стороне, кто был гоним, но осознавал собственную правоту.

В конце 19 века известный православный ученый Иван Васильевич Попов в своей магистерской работе писал, что древние мученики претерпевали любые мучения, потому что чувствовали сильнейшее одобрение в собственной совести. Физически им было очень тяжело. Более того, они практически всегда знали, что смерть близка. Но сильное чувство того, что они вместе с Богом и правы в своём выборе, помогало им всё преодолеть. Примечательно, что через 40 лет после защиты и публикации своей работы, Иван Васильевич сам стал мучеником за веру и остался верен Христу до конца.

Иногда религиозные максимы кажутся малоправдоподобными. Особенно изнутри мировоззрения, центром которого является комфорт. И всё же, доверяя Христу и живым свидетелям веры, которые на практике познали истинность Его слов, будем надеяться, что и мы, проходя жизненные испытания, окажемся верны Божией правде.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!