1 Кор., 145 зач., X, 12-22
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Об опасности идолослужения в Священном Писании говорится довольно много. Но насколько эти рекомендации актуальны для современного человека? Ответ на этот вопрос находим в том отрывке из 10-й главы первого послания апостола Павла к Коринфянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 10.
12 Посему, кто думает, что он стои́т, берегись, чтобы не упасть.
13 Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести.
14 Итак, возлюбленные мои, убегайте идолослужения.
15 Я говорю вам как рассудительным; сами рассуди́те о том, что говорю.
16 Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова?
17 Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба.
18 Посмотрите на Израиля по плоти: те, которые едят жертвы, не участники ли жертвенника?
19 Что же я говорю? То ли, что идол есть что-нибудь, или идоложертвенное значит что-нибудь?
20 Нет, но что язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами.
21 Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской.
22 Неужели мы решимся раздражать Господа? Разве мы сильнее Его?
Христиане города Коринф, к которым обращается в только что прозвучавшем отрывке апостол Павел, жили в окружении язычников. Неотъемлемой частью языческого культа было жертвоприношение. В жертву божкам и духам приносились как животные, так и всё, что годилось в пищу: злаки, овощи, фрукты. Всё то, что посвящалось божествам, считалось идоложертвенным. Язычники верили, что, вкушая эту еду, они на мистическом уровне соединяются со своим духом-покровителем.
Коринфские христиане в силу разных обстоятельств были вынуждены общаться с идолопоклонниками. Ведь они жили с ними бок о бок. Были их соседями, приятелями, знакомыми, родственниками. А потому волей-неволей верующие могли быть вовлечены в языческие ритуалы, которые пронизывали будни и быт древнего общества. Так, например, христианин решил нанести дружеский визит соседу для того, чтобы отблагодарить его за помощь, которую тот ему оказал. Хозяин из соображений гостеприимства и по широте душевной мог предложить разделить с ним трапезу, что являлось знаком особого расположения. Отказаться в таких случаях всегда бывает сложно. Тем более, если человек тебе когда-то помог, вытащил из серьёзной передряги. Однако нет никаких гарантий, что та еда, которую поставили на стол, не была раньше посвящена богам. И получается волей-неволей христианин становится соучастником языческого ритуала. От таких двойственных ситуаций апостол Павел и предостерегает коринфян: «Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской». Вы должны трепетно относиться к тому Духу, который живёт в вас, и не разменивать этот бесценный дар, расшаркиваясь перед людьми.
Эти рекомендации актуальны до сих пор. Да, сегодня нам не предлагают идоложертвенное. Но под едой, которая посвящается идолам, можно понимать приглашение принять участие в предприятиях, которые могут осквернить нашу душу. И проблема в том, что речь идёт не о явных безобразиях, например, таких, как разбой, грабёж, насилие или финансовые махинации. Речь о тех неоднозначных ситуациях, когда вроде бы хорошие люди зовут и отказать им сложно и неудобно. Однако если согласишься, то, скорее всего, будешь вовлечён в сплетни, пересуды, подковёрные интриги, вражду и другое пустое и бессмысленное времяпровождение, от которого на сердце станет мелко и гаденько.
А потому, если чувствуем, что водичка из крана течёт хоть и тёплая, но мутная, не будем стесняться говорить «нет». Если внутри неспокойно и есть ощущение, что меня втягивают в нечто противное Евангелию, лучше отказать. Пусть на время станет неловко, неудобно, этот дискомфорт перед человеком ничто в сравнении с потерей той сердечной полноты, которую даёт нам Христос. Порой только так мы сможем сохранить то состояние, которое получаем, причащаясь от Чаши Господней, — состояние сосредоточенности на Боге. Наша жизни в этом отношении должна максимально исключать всякую двойственность. Ей должно быть чуждо всякое заискивание перед людьми, которое нередко сродни идолопоклонству. Наши чувства, мысли, слова и поступки должны быть всецело направлены ко Христу. Лишь на этом пути возможно приобрести в своём сердце долгожданные мир и покой.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Немедленно выйди. Анастасия Коваленкова
Навалились тут на меня проблемы да тяготы! Не знаю, как справиться. Хожу по кругу, перебираю заботы. И ни решения, ни просвета.
Мне в магазин ехать надо, так не еду: всё сижу-думаю. Погулять может? Так какие тут гулянья? Пока не найду выхода, не пойду. Телефон зазвонил, не подошла. Не до того мне — я решение ищу. Час проходит, другой. А мне всё хуже. Беды всё нарастают. И выхода всё нет.
Вдруг: стук в окно. А у нас, за окном избы кормушка висит, для птиц. Глянула: синичка там, лапкой в верёвочке запуталась. Мы на верёвочку сало подвешивали... Ох, незадача! Бьётся птичка, крыльями машет, вот-вот себя повредит! Сунула ноги в валенки, побежала на улицу. А спешить-то нельзя — еще больше птичку напугаю. Подошла тихонько. Обхватила её за крылышки, забрала в горсть. Затихла синица. Только рука-то у меня теперь занята, а одной свободной рукой узлы не распутать. Пришлось птичку выпустить, в избу вернуться. Позвонила соседке, её на помощь позвала.
Вдвоём с соседкой, осторожно и долго распутывали мы эту верёвочку вокруг птичьей лапки. Освободили беднягу, наконец. Улетела. Пошли в дом, согреваться.
Пока чай пили, рассказала мне соседка о своей жизни. Непростые времена у неё сейчас, дочь серьёзно больна. А у меня, как раз, друг есть, врач, один из лучших специалистов по России в этой области. Я ему позвонила, рассказала о проблеме, передала трубку соседке. Договорились они о консультации. Приободрилась моя соседка.
— Послушай, — говорит, — ты же сейчас в деревне одна? Муж в Москве? И ко мне дети только в выходные приедут. Так давай сегодня вместе поужинаем. А то для себя мне и готовить скучно.
Договорились мы, кто что к ужину принесёт. Соседка ушла. Я взялась делать салат. Потом уж время ужина пришло. Прихватила миску с салатом, поспешила в соседний дом. У соседки, помимо печки, ещё и камин есть. Так мы камин растопили, для уюта.
И вот, только после ужина, сидя у камина, я вдруг вспомнила о своей проблеме. Потому вспомнила, что решение в голову пришло.
Поздно вечером, уже лёжа в кровати, оглянулась я на прожитый день. И поняла, что не появись та птичка — не знаю, что и было бы со мной. Плохо мне стало бы, совсем плохо.
А ведь синицу ту мне Бог послал. Надо же было меня выудить из моего эгоизма. Когда уже весь мир не важен, а только — моё, моё лихо! И про Бога я тогда, тоже, увы, не вспомнила. Вот и постучался Он ко мне птичкой в окно. А дальше — беда соседки, звонок другу, салат к ужину, камин... И — решение моей проблемы.
Тогда, в темноте, поняв всё это, я чуть не расплакалась. Шёпотом поблагодарила Бога. И уснула.
А теперь, я очень хочу запомнить случившееся и научиться одной важной науке.
Когда беды, когда ты как собака за хвостом, бегаешь по кругу за своим лихом, упорно и бессмысленно ища выход, — немедленно выйди! Во первых, выйди из себя, из своего эгоизма. Ты — не центр мира. Оглядись, вокруг всем нужна помощь, только выйди из себя.
А во вторых — выйди, в прямом смысле слова. Оденься, выйди из дома и иди в Храм. А по дороге ты, может, встретишь синицу, соседку, друга. И это тоже Божьи встречи на твоём пути, это помощь тебе.
Так что главное, вот оно: когда беда — немедленно выйди из своей беды и иди к миру, к людям, к Богу. Там спасение.
Автор: Анастасия Коваленкова
Все выпуски программы Частное мнение
Жены-мироносицы
О Воскресении Иисуса Христа первыми узнали не Его ученики-апостолы, которые после распятия Учителя скрывались в страхе перед властями Иерусалима, а женщины, принявшие учение Спасителя. По окончании субботы рано утром они поспешили к гробнице. Их не страшила угроза наткнуться у гробницы на приставленных к ней стражей. Не остановило и понимание того, что им не по силам отвалить от входа в гробницу огромный камень. Они пошли – движимые любовью. Самые известные из них: Мария Магдалина, Иоанна, Мария Клеопова, сёстры Марфа и Мария, Саломия.
Мария Магдалина была первой, кому явился воскресший Христос. После Воскресения Христа она сама стала проповедницей и пошла по свету с Благой Вестью. И дошла до Рима, до самого императора Тиберия, которому рассказала о Воскресении.
Святая Иоанна – супруга домоправителя царя Ирода. Можно только догадываться, каких усилий стоило ей скрывать свою веру. Об Иоанне известно также, что именно она сберегла главу Иоанна Предтечи, казненного прямо во время пира во дворце Ирода.
Мария Клеопова приходилась Иисусу Христу родственницей. Как известно, Дева Мария, посвящённая с рождения Богу, опекалась вдовцом праведным Иосифом Обручником. Мария Клеопова – дочь праведного Иосифа от первого брака. Она, как и Дева Мария, была совсем юной, когда они встретились и подружились. Клеоповой Мария стала именоваться по своему мужу, Клеопе.
Пришедшие к гробнице сёстры – возвышенная, не от мира сего Мария и рачительная, хозяйственная Марфа – много помогали Христу при Его жизни. Их братом был Лазарь, которого Христос воскресил на четвёртый день после смерти.
А ещё одна мироносица, Саломия, была женой галилейского рыбака и матерью двух верных апостолов Христа – Иакова и Иоанна Богослова.
И вот, как свидетельствует апостол и евангелист Матфей, когда женщины пришли к гробнице, сделалось землетрясение, Ангел Господень сошёл на землю и отвалил камень. И вид Ангела «был, как молния, и одежда его бела, как снег». Стражники так устрашились его, что пали без чувств.
Ангел же возвестил пришедшим женщинам радостную весть о том, что Господь воскрес из мёртвых и в гробнице Его уже нет.
Память о женщинах, бесстрашно пришедших к гробнице Христа, осталась в веках. Православная Церковь празднует день святых жён-мироносиц в третье воскресенье после Пасхи.
19 мая. О добродетелях святого Михея
Сегодня 19 мая. День памяти Преподобного Михея Радонежского, жившего в 14 веке.
О добродетелях святого Михея, — протоиерей Константин Харитонов.