1 Кор., 145 зач., X, 12-22

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Об опасности идолослужения в Священном Писании говорится довольно много. Но насколько эти рекомендации актуальны для современного человека? Ответ на этот вопрос находим в том отрывке из 10-й главы первого послания апостола Павла к Коринфянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 10.
12 Посему, кто думает, что он стои́т, берегись, чтобы не упасть.
13 Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести.
14 Итак, возлюбленные мои, убегайте идолослужения.
15 Я говорю вам как рассудительным; сами рассуди́те о том, что говорю.
16 Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова?
17 Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба.
18 Посмотрите на Израиля по плоти: те, которые едят жертвы, не участники ли жертвенника?
19 Что же я говорю? То ли, что идол есть что-нибудь, или идоложертвенное значит что-нибудь?
20 Нет, но что язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами.
21 Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской.
22 Неужели мы решимся раздражать Господа? Разве мы сильнее Его?
Христиане города Коринф, к которым обращается в только что прозвучавшем отрывке апостол Павел, жили в окружении язычников. Неотъемлемой частью языческого культа было жертвоприношение. В жертву божкам и духам приносились как животные, так и всё, что годилось в пищу: злаки, овощи, фрукты. Всё то, что посвящалось божествам, считалось идоложертвенным. Язычники верили, что, вкушая эту еду, они на мистическом уровне соединяются со своим духом-покровителем.
Коринфские христиане в силу разных обстоятельств были вынуждены общаться с идолопоклонниками. Ведь они жили с ними бок о бок. Были их соседями, приятелями, знакомыми, родственниками. А потому волей-неволей верующие могли быть вовлечены в языческие ритуалы, которые пронизывали будни и быт древнего общества. Так, например, христианин решил нанести дружеский визит соседу для того, чтобы отблагодарить его за помощь, которую тот ему оказал. Хозяин из соображений гостеприимства и по широте душевной мог предложить разделить с ним трапезу, что являлось знаком особого расположения. Отказаться в таких случаях всегда бывает сложно. Тем более, если человек тебе когда-то помог, вытащил из серьёзной передряги. Однако нет никаких гарантий, что та еда, которую поставили на стол, не была раньше посвящена богам. И получается волей-неволей христианин становится соучастником языческого ритуала. От таких двойственных ситуаций апостол Павел и предостерегает коринфян: «Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской». Вы должны трепетно относиться к тому Духу, который живёт в вас, и не разменивать этот бесценный дар, расшаркиваясь перед людьми.
Эти рекомендации актуальны до сих пор. Да, сегодня нам не предлагают идоложертвенное. Но под едой, которая посвящается идолам, можно понимать приглашение принять участие в предприятиях, которые могут осквернить нашу душу. И проблема в том, что речь идёт не о явных безобразиях, например, таких, как разбой, грабёж, насилие или финансовые махинации. Речь о тех неоднозначных ситуациях, когда вроде бы хорошие люди зовут и отказать им сложно и неудобно. Однако если согласишься, то, скорее всего, будешь вовлечён в сплетни, пересуды, подковёрные интриги, вражду и другое пустое и бессмысленное времяпровождение, от которого на сердце станет мелко и гаденько.
А потому, если чувствуем, что водичка из крана течёт хоть и тёплая, но мутная, не будем стесняться говорить «нет». Если внутри неспокойно и есть ощущение, что меня втягивают в нечто противное Евангелию, лучше отказать. Пусть на время станет неловко, неудобно, этот дискомфорт перед человеком ничто в сравнении с потерей той сердечной полноты, которую даёт нам Христос. Порой только так мы сможем сохранить то состояние, которое получаем, причащаясь от Чаши Господней, — состояние сосредоточенности на Боге. Наша жизни в этом отношении должна максимально исключать всякую двойственность. Ей должно быть чуждо всякое заискивание перед людьми, которое нередко сродни идолопоклонству. Наши чувства, мысли, слова и поступки должны быть всецело направлены ко Христу. Лишь на этом пути возможно приобрести в своём сердце долгожданные мир и покой.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поддержать социальную работу Церкви

До рождения первого ребёнка Ольга, жительница города Казани, работала юристом. А потом захотела попробовать себя в творчестве, и пошла учиться на керамиста. Со временем это неожиданное увлечение превратилось в большое доброе дело. Ольга — человек верующий, ходит в храм Серафима Саровского, и однажды местный священник предложил ей пойти и помочь в мастерской, где занимаются с особенными детьми. Женщина прислушалась к совету и провела для ребятишек с инвалидностью творческое занятие. Ольгу настолько это впечатлило, что она, посоветовавшись со батюшкой, решила организовать подобный проект при храме Серафима Саровского.
Так в городе Казани появился Центр духовного и творческого развития «Перемена», поддержанный Русской Православной Церковью. Сегодня в нём действуют гончарная, свечная, кожевенная, кулинарная мастерские и даже киностудия. Вместе здесь занимаются дети с особенностями развития и ребята из воскресной школы. Один мальчик с аутизмом, Ваня, когда только начал посещать мастерские, был скованным и замкнутым. А сейчас, спустя два года, он приходит сюда с большой радостью — обнимает всех педагогов и общается с другими детьми.

Поддержку в центре «Перемена» находят не только дети, но и подростки с инвалидностью. Ребята с 16 лет учатся профессионально создавать изделия из воска, керамики, гипса и кожи, а затем реализуют свою продукцию. Они осознают, что сами могут делать качественный продукт, который захотят купить.
Центр «Перемена» — один из многих благотворительных проектов Русской Православной Церкви. Поддержать его и другие добрые инициативы можно на сайте Синодального отдела по благотворительности. Ваша помощь позволит изменить жизни тысяч людей.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Современные храмы». Дмитрий Остроумов
У нас в студии был архитектор, руководитель мастерской «Прохрам», член совета по храмовой архитектуре при Союзе архитекторов России, магистр богословия Дмитрий Остроумов.
Разговор шел о том, как строятся православные храмы сегодня, как развивается храмовая архитектура и как, сохраняя традиции, создавать современные церковные пространства.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед, посвященных разным аспектам храмовой архитектуры.
Первая беседа с Дмитрием Остроумовым была посвящена смыслам храмового пространства (эфир от 03.11.2025)
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
«Путь к священству». Иеромонах Ириней (Пиковский)
У нас в гостях был насельник московского Сретенского монастыря иеромонах Ириней (Пиковский).
Наш гость рассказал о своем удивительном пути к вере и о выборе монашества и священнического служения.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер







