
1 Кор., 145 зач., X, 12-22

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Об опасности идолослужения в Священном Писании говорится довольно много. Но насколько эти рекомендации актуальны для современного человека? Ответ на этот вопрос находим в том отрывке из 10-й главы первого послания апостола Павла к Коринфянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 10.
12 Посему, кто думает, что он стои́т, берегись, чтобы не упасть.
13 Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести.
14 Итак, возлюбленные мои, убегайте идолослужения.
15 Я говорю вам как рассудительным; сами рассуди́те о том, что говорю.
16 Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова?
17 Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба.
18 Посмотрите на Израиля по плоти: те, которые едят жертвы, не участники ли жертвенника?
19 Что же я говорю? То ли, что идол есть что-нибудь, или идоложертвенное значит что-нибудь?
20 Нет, но что язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами.
21 Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской.
22 Неужели мы решимся раздражать Господа? Разве мы сильнее Его?
Христиане города Коринф, к которым обращается в только что прозвучавшем отрывке апостол Павел, жили в окружении язычников. Неотъемлемой частью языческого культа было жертвоприношение. В жертву божкам и духам приносились как животные, так и всё, что годилось в пищу: злаки, овощи, фрукты. Всё то, что посвящалось божествам, считалось идоложертвенным. Язычники верили, что, вкушая эту еду, они на мистическом уровне соединяются со своим духом-покровителем.
Коринфские христиане в силу разных обстоятельств были вынуждены общаться с идолопоклонниками. Ведь они жили с ними бок о бок. Были их соседями, приятелями, знакомыми, родственниками. А потому волей-неволей верующие могли быть вовлечены в языческие ритуалы, которые пронизывали будни и быт древнего общества. Так, например, христианин решил нанести дружеский визит соседу для того, чтобы отблагодарить его за помощь, которую тот ему оказал. Хозяин из соображений гостеприимства и по широте душевной мог предложить разделить с ним трапезу, что являлось знаком особого расположения. Отказаться в таких случаях всегда бывает сложно. Тем более, если человек тебе когда-то помог, вытащил из серьёзной передряги. Однако нет никаких гарантий, что та еда, которую поставили на стол, не была раньше посвящена богам. И получается волей-неволей христианин становится соучастником языческого ритуала. От таких двойственных ситуаций апостол Павел и предостерегает коринфян: «Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской». Вы должны трепетно относиться к тому Духу, который живёт в вас, и не разменивать этот бесценный дар, расшаркиваясь перед людьми.
Эти рекомендации актуальны до сих пор. Да, сегодня нам не предлагают идоложертвенное. Но под едой, которая посвящается идолам, можно понимать приглашение принять участие в предприятиях, которые могут осквернить нашу душу. И проблема в том, что речь идёт не о явных безобразиях, например, таких, как разбой, грабёж, насилие или финансовые махинации. Речь о тех неоднозначных ситуациях, когда вроде бы хорошие люди зовут и отказать им сложно и неудобно. Однако если согласишься, то, скорее всего, будешь вовлечён в сплетни, пересуды, подковёрные интриги, вражду и другое пустое и бессмысленное времяпровождение, от которого на сердце станет мелко и гаденько.
А потому, если чувствуем, что водичка из крана течёт хоть и тёплая, но мутная, не будем стесняться говорить «нет». Если внутри неспокойно и есть ощущение, что меня втягивают в нечто противное Евангелию, лучше отказать. Пусть на время станет неловко, неудобно, этот дискомфорт перед человеком ничто в сравнении с потерей той сердечной полноты, которую даёт нам Христос. Порой только так мы сможем сохранить то состояние, которое получаем, причащаясь от Чаши Господней, — состояние сосредоточенности на Боге. Наша жизни в этом отношении должна максимально исключать всякую двойственность. Ей должно быть чуждо всякое заискивание перед людьми, которое нередко сродни идолопоклонству. Наши чувства, мысли, слова и поступки должны быть всецело направлены ко Христу. Лишь на этом пути возможно приобрести в своём сердце долгожданные мир и покой.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Светлый вечер с Владимиром Легойдой

Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы беседы:
— 80-летие Победы в Великой Отечественной войне;
— Восприятие ВОВ разными поколениями;
— Историческая память и историческая правда;
— Вклад Русской Православной Церкви в Победу.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер
- Светлый вечер с Владимиром Легойдой
- «Журнал от 09.05.2025». Алексей Соколов, Арсений Федоров
- «Христианские мотивы в фильме «Сталкер». Иван Перекатов
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Журнал от 09.05.2025». Алексей Соколов, Арсений Федоров

Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Константин Мацан и Наталия Лангаммер, а также Исполнительный директор журнала «Фома» Алексей Соколов и заместитель Главного редактора Радио ВЕРА Арсений Федоров вынесли на обсуждение темы, связанные с 80-летием победы в Великой Отечественной войне.
Ведущий: Константин Мацан, Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Журнал
Единственная

В давние времена жили в деревушке две семьи. В одной был сын— звали его Шан, в другой — дочь по имени Мэйли, что значит «прекрасная слива». Дети дружили с малолетства, а когда выросли — полюбили друг друга и поклялись никогда в жизни не разлучаться.
Пошёл Шан в дом к любимой девушке свататься, но родители отказали юноше из-за его бедности. Хотелось им отдать дочь с выгодой, за Вана-богача.
Наступил день свадьбы. Громко заиграли трубы, носильщики подняли украшенный цветами свадебный паланкин и понесли Мэйли к дому жениха. Сидит она в паланкине, горько плачет. Полпути прошли, вдруг что-то зашумело, засвистело, поднялся сильный ветер, паланкин с невестой в воронку закрутило, и унесло неведомо куда.
Узнал об этом Шан и решил во что бы то ни стало найти Мэйли.
— Зачем тебе чужую невесту искать? Как бы самому не пропасть, — уговаривали его друзья, — В деревне и других красивых девушек много...
— Мэйли для меня — единственная, — сказал Шан, и отправился в дальний путь.
Много дорог он прошёл, но никто нигде не слышал о пропавшей девушке. Печаль одолела однажды юношу: сел он у дороги и заплакал.
Вдруг откуда ни возьмись явился перед ним белобородый старец.
— Отчего ты плачешь, юноша? Кто тебя обидел?
Рассказал ему Шан про свою печаль, а старец ему в ответ:
— Пойдем со мной. Я знаю, где она.
Шли они, шли, и повстречали ещё одного путника. Спрашивает его старец:
— Кто ты и куда путь держишь, юноша?
— Зовут меня Ван Лан, я ищу свою невесту, которая исчезла в день свадьбы.
— Идём с нами. Я знаю, где она, — сказал старец.
Пошли они дальше втроем: Шан, Ван Лан и белобородый незнакомец. Привёл старец юношей к большому дому и пригласил войти, чтобы немного подкрепиться и передохнуть.
Хозяйка дома для гостей богатый стол накрыла, усадила всех за стол, и говорит:
— Хочу я с вами заодно, юноши, об одном деле потолковать. Муж мой давно умер, живу я вдвоём с дочкой. Вот и решила я в дом зятя принять, чтобы кормил меня на старости лет. Кто из вас двоих хочет здесь остаться?
Вышла из-за ширмы девушка — нарядная, красивая как цветок ириса. Понравилась она сразу Ван Лану, да и богатый дом приглянулся.
— Я останусь, — обрадовался он. — Такая невеста мне подходит.
— А я должен свою Мэйли найти, — сказал Шан.
Говорит ему тогда белобородый старец:
— Иди домой, там тебя твоя невеста ждёт. Тысячи лет живу на земле, а всё никак не могу к человеческим слезам привыкнуть... Уж так она в паланкине слезами обливалась, что я её похитил, чтобы проверить, кто из вас её по-настоящему любит...
— Кто ты, дедушка? — спросил Шан.
Но волшебник ничего не ответил и исчез. Зато он помог соединиться двум любящим сердцам.
(по мотивам китайской сказки)
Все выпуски программы Пересказки