Евангелие от Матфея, Глава 16, стихи 24-28
В конце девятнадцатого века модным в Европе стал литературный жанр нонсенса. Наиболее ярким его представителем стал Льюис Кэрролл, придумавший две истории о приключениях девочки Алисы. Сначала в волшебной стране, а затем в Зазеркалье. Повествование Кэрролла наполнено самыми разными парадоксальными высказываниями. Например — «Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!» Своего рода парадоксами наполнен и отрывок из шестнадцатой главы Евангелия от Матфея, читаемый сегодня во время утреннего богослужения. Давайте послушаем.
Глава 16.
24 Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною,
25 ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее;
26 какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?
27 ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его.
28 Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем.
Упомянутый в начале программы Льюис Кэрролл был не только писателем, но ещё и математиком, а также христианским священнослужителем. А потому ему, конечно же, были знакомы библейские образы и выражения. И вполне возможно, что отчасти язык парадокса Кэрролл заимствовал из Священного Писания. Во всяком случае, речь Господа Иисуса совершенно точно была наполнена многочисленными проявлениями нонсенса. Взять хотя бы прозвучавшее чтение из Евангелия от Матфея.
Сначала Христос призывает апостолов взять крест и последовать за Ним. Ученики Спасителя воспринимали данные слова не в переносном, а в прямом смысле. Для современников Господа Иисуса крест являлся не каким-то символом жизненных невзгод, а страшным орудием казни, на которое попадали отъявленные преступники и бунтовщики. Таким образом, Христос, проповедовавший мир и гармонию Евангелия, предупреждает апостолов, что их — проповедников любви — умертвят самым страшным образом.
Но и это еще не всё. Мы слышим и такие слова Спасителя: «кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет её». Христос не говорил на языке эллинских мудрецов, а потому душа для Него не какая-то нематериальная сущность, обитающая в теле, а жизнь как таковая. Мы снова имеем дело с парадоксом. Получается, что смысл жизни в том и заключается, чтобы терять («губить») её, а не в том, чтобы сберегать («спасать») её.
Христос не призывает Своих последователей к самоубийству. Речь о другом. Бог дал нам жизнь, чтобы мы «тратили» её ради Бога и людей, так сказать, «теряли» её, а не хранили. На этом пути человека ждёт не только радость, но и многие искушения. Но это — единственный путь в жизнь вечную. Всё это относится к высказыванию Христа о готовности взять свой крест и следовать за Спасителем, о готовности к исповеданию Сына Божьего перед людьми и даже к возможному мученичеству.
Слова Спасителя устрашили апостолов вплоть до того, что Пётр даже начал противоречить Христу — отговаривать Его от следования путём жертвования Собой. Однако вскоре ученики смиряются перед печальной участью. Они понимают, что следовать за Иисусом опасно. Но иного пути для себя апостолы просто не видят. Для них следование за Христом — смысл и сердцевина бытия.
Господь, произнося печальные слова о кресте и самоотречении, не удерживает апостолов рядом с Собой. Но Он беззаветно доверяется им, как доверяются друзьям. Доверяется Он и нам, предлагая ровно тот же выбор — быть ли рядом с Ним до конца или уйти, утратив смысл жизни. Будем же помнить, что наш путь на земле однажды закончится. И главным, в конечном счёте, станет лишь одно обстоятельство — были ли мы верны заповеди любви к Богу и людям? Какой бы эта заповедь парадоксальной подчас ни казалась.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов