Евангелие от Иоанна, Глава 10, стихи 1-9
«Блажен, кто и животных жалеет» — такие замечательные слова можно найти в библейской книге Притчей Соломона. Чтобы понять всю глубину данной фразы, нужно хотя бы раз взглянуть на то, как обращаются с овцами пастухи Палестины. Они каждого своего питомца не просто знают, но называют по имени. Овцы же прекрасно отличают голос своего пастыря от голосов иных пастухов, а потому без промедления спешат к нему, когда он их к себе зовёт. Образ отношений между пастырем и овцами лёг в основу речи Христа, которую мы можем найти в десятой главе Евангелия от Иоанна. Данный отрывок читается сегодня во время утреннего богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 10.
1 Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инуде, тот вор и разбойник;
2 а входящий дверью есть пастырь овцам.
3 Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их.
4 И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его.
5 За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса.
6 Сию притчу сказал им Иисус; но они не поняли, что такое Он говорил им.
7 Итак, опять Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам.
8 Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их.
9 Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет.
Для лучшего понимания прозвучавшего евангельского отрывка важно иметь в виду не только образ отношений пастуха и овец. Необходимо озвучить ещё одну историко-культурную деталь. Состоит она в следующем. В Палестине в древности овец на ночь помещали в специальные пещеры-загоны. Это было необходимо для того, чтобы уберечь стадо от нападения различных хищников (прежде всего, волков), а также проникновения воров.
Как вы понимаете, приладить дверь к каменному проходу довольно сложно. Потому функцию двери на ночное время исполнял... сам пастух. Пастырь ложился на входе, защищая собственным телом овец от различных опасностей. Теперь становится понятно, что Господь Иисус в прозвучавшей беседе называет Себя дверью не случайно. Он, являясь истинным и жертвенным Пастырем, полагает жизнь Свою, спасая от греха и смерти тех, кто поверил в Евангелие.
Паства Спасителя — основанная Им Церковь — приобретает неземную силу к выживанию благодаря этому щедрому деянию Господа Иисуса. Важно также отметить и следующее. Христос, находясь как бы во входном проёме в пространство Церкви, не блокирует полностью имеющийся проход. Но указывает, что только тот законным образом становится частью народа Божия, кто имеет веру в Сына Божьего.
В значительно большей степени данные слова Спасителя относятся к тем, кто претендует на то, чтобы разделить с Ним труд пастырства. То есть исполнения обязанностей священнослужения. На обратной стороне креста, который православный священник носит на груди, находятся слова апостола Павла: «Будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте». Только в случае исполнения данного призыва священник оказывается истинным христианским пастырем, со-работником Христовым.
Противники Спасителя, претендовавшие на то, чтобы учить, наставлять, управлять народом, не вняли призыву Сына Божьего. Не только потому, что не имели веры во Христа, но и потому, что оказались пленниками властолюбия и корысти. Для фарисеев и саддукеев настоящей целью их деятельности были выгодное общественное положение и финансовая корысть. Мало кто из них задумывался о жертвенном служении и исполнении завета ещё одного святого — пророка Исайи: «Утешайте, утешайте народ Мой, говорит Бог ваш; говорите к сердцу Иерусалима».
Истинное пастырство, укоренённое в вере во Христа, есть служение, совмещающее в себе стремление исполнить правду Божию и стать проводником милосердия Господня, которое предполагает не потакательство греху, но помощь человеку в его преодолении. Подобная духовная поддержка возможна лишь тогда, когда пришедший в храм видит в лице священника отблеск Божественной благодати, а также стремление разделить радость от пребывания в Церкви — любимой Христом пастве Его учеников.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов