«Маленькие детки – маленькие бедки», - гласит пословица. Родители двухлетнего Богдана Баяндина из Кемерово с народной мудростью не согласны. Их маленький сын лишь чудом не принёс в семью большое горе.
В тот мартовский вечер 2012 года Богдан играл во дворе со своей старшей сестрой. Как мальчик умудрился открыть калитку, никто так и не понял. А вот как очутился на железнодорожных путях – не загадка. Они проходят рядом с жилыми домами, в одном из которых и живёт семья БаЯндиных. Богдан вышел к колее и застыл на рельсах, привлечённый гудком паровоза. Первой его заметила пенсионерка Наталья Сергеева. Она остановилась переждать поезд, который вот-вот должен был появиться из-за поворота:
«Смотрю, на линии стоит ребенок. Я начала махать руками. Там, рядом с линией стояли две машины. Выскочил мужчина и побежал. Я с линии сошла, поезд уже был близко. Видела, как мужчина выхватил ребенка прямо из-под поезда».
Этим отважным мужчиной был полицейский Александр Марченко. Он с напарником Юрием Резниковым следил за порядком на железной дороге. Молодые люди сидели в машине, когда увидели женщину, которая что-то кричала и махала руками, показывая на пути. Александр присмотрелся и ахнул: поезд двигался прямо на маленького ребёнка:
«В голубом комбинезончике стоял мальчик. Я выбрался из машины. Побежал в ту сторону. Мой напарник, соответственно, за мной. Ну я первый оказался. Я его схватил, перепрыгнул. Какие-то секунды. Поезд прошел».
Всё произошло так быстро, что Богдан даже не успел испугаться. Сидел на руках у Александра как ни в чём не бывало. В тот момент и Александр кроме радости ничего не чувствовал. Страшно ему стало потом, когда он понял, чем могло закончиться и для малыша, и для него самого это приключение.
Полицейские пошли по дворам искать родителей Богдана. Это оказалось нетрудно. Возле одного из домов метался и кричал мужчина. Когда ему передали сына, отец так растерялся, что даже не пригласил Александра и Юрия в дом. Он нашёл их через несколько дней. Позвал в гости. Александр пришёл с игрушечным паровозом. Вручил его Богдану со словами:
«Вот тебе паровозик! Вот лучше на нем катайся».
Родители Богдана попросили Александра быть крёстным отцом их сына. И в семье Баяндиных появился ещё один родственник. Кстати, медалист. Александра наградили медалью «За честь и мужество». А его напарника медалью «За веру и добро».
В программе использованы материалы телеканала «Мой город».
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема