Евангелие от Матфея, Глава 15, стихи 12-21
Каким путём необходимо двигаться, чтобы войти в Царство Небесное? Какому святому подражать? Тому, кто был монахом-аскетом и жил сотни лет назад в далёкой-далекой стране? Или тому, кто был примерным семьянином и отошёл ко Господу лишь недавно? Тот отрывок из 15 главы Евангелия от Матфея, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах, предлагает поразмышлять на эту тему. Давайте послушаем.
Глава 15.
12 Тогда ученики Его, приступив, сказали Ему: знаешь ли, что фарисеи, услышав слово сие, соблазнились?
13 Он же сказал в ответ: всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится;
14 оставьте их: они — слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму.
15 Петр же, отвечая, сказал Ему: изъясни нам притчу сию.
16 Иисус сказал: неужели и вы еще не разумеете?
17 еще ли не понимаете, что всё, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон?
18 а исходящее из уст — из сердца исходит — сие оскверняет человека,
19 ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления
20 это оскверняет человека; а есть неумытыми руками — не оскверняет человека.
21 И, выйдя оттуда, Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские.
Фарисеи, о которых сегодня говорит Христос, считали себя знатоками и хранителями традиции. И в принципе отчасти так оно и было. Они прекрасно знали закон Моисеев, дотошно исполняли церковный устав, любили пышные богослужения, вели внешне благочестивый образ жизни. В народе их уважали и почитали. Да и как не уважать человека, который строго держит пост, регулярно посещает собрания в синагоге, усердно молится во время богослужения, да и каждый свой шаг внимательно сверяет с религиозным законом. Важно понимать, что фарисеи — это не кучка злобных фанатиков. Это столпы иудейского общества. Те упрёки, которые они посылают в адрес Христа и Его учеников, были по большей части справедливы. Ведь Господь нередко совершал вещи, которые не были приняты среди фарисеев. Совершал исцеления, а, следовательно, работал в субботу; ел неумытыми руками; контактировал с прокажёнными, нечистыми; прикасался к умершим; общался и разделял трапезу с язычниками, мытарями и блудницами. В глазах фарисеев это было вольнодумством. Говоря современным языком, Христос был для них либералом и модернистом, Который Своей деструктивной деятельностью разрушал традицию. На самом же деле, конечно, всё было иначе.
Господь в Евангелии часто говорит, что Он пришёл не для того, чтобы нарушить закон, но для того, что исполнить его в полноте. Фарисеи очень однобоко понимали то, что им было передано древними святыми. Они игнорировали целый пласт религиозной жизни. Это то, что нельзя потрогать руками и увидеть глазами. Это не набор действий, которые можно механически повторить. Это внутренняя жизнь верующего. Поэтому сегодня Он упоминает о сердце, в котором действуют злые помыслы. Подлинная религиозная жизнь начинается именно с того, что я пытаюсь навести порядок в своём сердце. Что для этого нужно? Для начала я должен увидеть себя настоящего. Увидеть, что, несмотря на внешнюю благопристойность, в моей душе хаос, перед которым я бессилен. Осознать, что сам я там порядок навести не могу и поэтому мне нужен Спаситель. Именно с этого шага начинается подлинное общение с Богом. Ведь только в этом случае я понимаю, как мне нужны личные отношения с Творцом. Мне нужна вера, потому что сам я без Бога погибаю. Мне необходимо научиться вести с Ним сокровенный диалог, на протяжении которого я буду отдавать Ему свою жизнь и те части своего больного Я, которые страдают от злобы, зависти, ревности, обиды и других духовных недугов. Разнообразные внешние формы богопочитания, церковный устав, храмовый ритуал — это всего лишь та благоприятная среда, в которой должна протекать эта работа. Это указатели, которые расставили на моём пути к Богу те люди, которые Его уже обрели. Именно они написали священные тексты, разработали церковный устав, написали иконы, сложили песнопения. Вся эта внешняя часть традиции — отпечаток их пути, карта, которая показывает мне, в каком примерно направлении необходимо двигаться. За какие границы не стоит выходить. Но свой путь я призван пройти сам. След, который я оставлю на этой карте, будет только мой. Я не могу повторить судьбу другого человека. А потому если нет в моей религиозной жизни ежедневной, систематической, организованной внутренней работы над миром своей души, моя духовная жизнь — просто копирование, пародия, ролевая игра. Это попытка пройти след в след за другим человеком. Втиснуть свой растоптанный башмак 45-го размера в едва заметный, воздушный отпечаток от его изящной серебряной туфельки. Меня самого, меня настоящего в такой религиозной жизни нет. Ведь нахожу я себя лишь тогда, когда в моём сердце начинается сокровенный разговор с Богом. Он отвечает мне, исцеляет мои немощи, и особой, только нам двоим известной тропкой, ведёт в Своё Небесное Царство.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов