Евангелие от Матфея, Глава 13, стихи 36-43
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Среди евангельских притч Христа есть небольшое количество тех, значение которых изъясняет сам Спаситель. Как правило, Он делал это по просьбе Своих ближайших учеников, из этого факта следует очевидный вывод: апостолы далеко не всегда понимали то, что говорил Христос. Поэтому нет ничего удивительного в том, что и нам бывает не совсем понятно, о чём именно идёт речь в тех или иных местах Священного Писания. Один из примеров непонимания апостолов и дальнейшего разъяснения Христом Его притчи находится в 13-й главе Евангелия от Матфея, отрывок из этой главы сегодня звучит за литургией в православных храмах.
Глава 13.
36 Тогда Иисус, отпустив народ, вошел в дом. И, приступив к Нему, ученики Его сказали: изъясни нам притчу о плевелах на поле.
37 Он же сказал им в ответ: сеющий доброе семя есть Сын Человеческий;
38 поле есть мир; доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы — сыны лукавого;
39 враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы.
40 Посему как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего:
41 пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие,
42 и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов;
43 тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит!
Несмотря на то, что Христос дал объяснение Своей притче, она продолжает вызывать вопросы. Так, бросается в глаза очень примитивное и линейное разделение всех людей на две категории: на «сынов Царствия» и на «сынов лукавого». Очевидно, что под этими определениями скрываются, в первом случае, те, кто исполняет волю Божию, а во втором — люди, избравшие противоположный путь, путь исполнения воли врага рода человеческого. Такое простое разделение выглядит очень странно: всем известно, что человек может в одно время идти за Богом, а в другое поступать совершенно иным образом.
Так происходит не только с нами, так происходило и с библейскими праведниками, достаточно вспомнить царя, псалмопевца и пророка Давида. Этот человек сделал очень много доброго для своего народа, он сумел одолеть врагов Израиля, он написал вдохновенную книгу псалмов, он поместил Ковчег Завета на горе Сион, Давид отчаянно боролся с любыми проявлениями язычества, но, будучи на вершине своей власти и могущества, Давид впал в тяжёлый грех: он захотел взять себе в жёны Вирсавию, которая в то время была замужем за одним из воинов Давида, ради того, чтобы обладать Вирсавией, царь сделал так, что муж этой женщины был убит во время одного из военных походов. Конечно, Давид покаялся, он глубоко осознал ужас своего поступка, и он был наказан Богом — его первый сын от Вирсавии умер младенцем, и это не было единственным наказанием, были и другие. Если применить Христову притчу к Давиду, то кем он был? «Сыном Царствия» или «сыном лукавого»? Конечно, у нас есть ответ на этот вопрос, его нам подсказывает церковное почитание царя Давида как святого. При этом история жизни Давида ясно свидетельствует, что в его жизни были разные периоды, и если бы не милость Божия, и не отпущенное царю время на покаяние, то он стал бы не примером святости, а примером греха.
Давид — не единственный библейский персонаж такого рода, почти у всех тех людей, о которых мы читаем на страницах Священного Писания, были разные, с точки зрения исполнения воли Божией, периоды в жизни.
Из этого можно сделать вывод, что страшен не сам грех, страшно остаться в состоянии греха, ужас нашей жизни состоит не в том, что мы можем преступить данный Богом нравственный закон, а в том, что мы можем счесть это состояние нормой и оставить попытки что-либо исправить. Да, Бог не спешит погубить таких людей, Он ждёт, иногда Он ждёт очень долго, и конечный суд осуществит лишь в отдалённой перспективе Второго Христова Пришествия, но такой суд будет, а потому не стоит долготерпение Божие воспринимать как дозволение жить вне всякого нравственного закона.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов