
Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел
2 Кор., 193 зач., XI, 21 — XII, 9.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов.
Дерзну предположить, что вы тоже не любите людей-самохвалов. Когда кто-то начинает нарочито выставлять себя, свои достижения и преимущества, своё положение и уровень материального обеспечения или интеллектуальное превосходство — становится как-то не по себе. Задумывались ли вы, почему? Послушав чтение из 11-й и 12-й глав послания апостола Павла к Коринфянам, у нас будет, о чём поразмышлять.
Глава 11.
21 К стыду говорю, что на это у нас недоставало сил. А если кто смеет хвалиться чем-либо, то (скажу по неразумию) смею и я.
22 Они Евреи? и я. Израильтяне? и я. Семя Авраамово? и я.
23 Христовы служители? (в безумии говорю:) я больше. Я гораздо более был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти.
24 От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного;
25 три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской;
26 много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями,
27 в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе.
28 Кроме посторонних приключений, у меня ежедневно стечение людей, забота о всех церквах.
29 Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся?
30 Если должно мне хвалиться, то буду хвалиться немощью моею.
31 Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословенный во веки, знает, что я не лгу.
32 В Дамаске областной правитель царя Ареты стерег город Дамаск, чтобы схватить меня; и я в корзине был спущен из окна по стене и избежал его рук.
Глава 12.
1 Не полезно хвалиться мне, ибо я приду к видениям и откровениям Господним.
2 Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли — не знаю, вне ли тела — не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба.
3 И знаю о таком человеке (только не знаю — в теле, или вне тела: Бог знает),
4 что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать.
5 Таким человеком могу хвалиться; собою же не похвалюсь, разве только немощами моими.
6 Впрочем, если захочу хвалиться, не буду неразумен, потому что скажу истину; но я удерживаюсь, чтобы кто не подумал о мне более, нежели сколько во мне видит или слышит от меня.
7 И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился.
8 Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня.
9 Но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова.
О чём же говорит апостол Павел? Его речь очень эмоционально-заряженная, сознательно обострённая до абсурда — значит, где-то его коринфяне крепко задели. И дело не только в каком-то избыточно личном переживании ситуации — апостол, как обычно, оттолкнувшись от текущих проблем, ныряет в вопросы более глубинные, пытаясь добраться до самой сути. Да, он иронизирует над коринфянами за то, что они оказались легковерны, что они увлеклись ложными проповедниками, которые их с лёгкостью обвели вокруг пальца, что они даже не осознали, каким унижениям оказались подвергнуты. Но основной пафос его слов — вовсе не обличение само по себе. Неожиданным образом он выставляет сам себя... на посмешище: коль уж вы хвалитесь, то и я поддержу этот как сегодня мы сказали бы, «челлендж». Только хвалиться будет апостол тем, о чём предпочитают в приличном обществе умалчивать: своими неудачами, поношениями, притеснениями, балансированием на грани между жизнью и смертью — одним словом, всем тем, что входит в общую категорию современного понятия «полного лузерства». И зачем всё это?
Таким неожиданным, парадоксальным образом апостол подводит коринфян к необычной мысли: ценно не то, что ты приобрёл тем или иным образом, обогатившись, поднявшись, умудрившись. На самом деле, ценно прямо противоположное: то, что в тебе оставило «дыру», пустое пространство, или, как говорит апостол, «немощь». Там, где Моё Величество Эго потерпело сокрушительный удар — и так и не смогло восстановиться. Вот это действительно — достойно похвалы!
«Какая странная логика», —скажете вы. Но странной она может видеться только вне веры: человек одинокий, затерянная в безбрежном и холодном вакууме космоса микроскопическая пылинка — только так и увидит. Но если этот мир оказывается не пустым, не бессмысленным, не безразличным, а кругом — Бог, кругом — тепло Его любви, ситуация радикально меняется.
Пресловутая «немощь» апостола, его «слабость» — на самом-то деле — податливость для рук Того, с Кем ты находишься в постоянном контакте. Когда ребёнок с детским церебральным параличом приходит учиться музыке — наипервейшая задача педагога — не нотам его учить, не музыкальный слух развивать, а — научить расслаблять руки. И мало-помалу, отпуская сковывающее напряжение, его пальцы начинают воспринимать касания пальцев учителя, слушаться их, а потом — и подражать им.
В определённом смысле все мы, потомки Адама, — тоже скрючены грехом. И хвалиться нам следует вовсе не тем, насколько вычурнее наш недостаток — а именно способностью расслабить спазм страха, довериться Богу — и позволить Ему — а не нам самим! — руководить нашей жизнью.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (27.08.2025)
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

2 Кор., 182 зач., VI, 11-16

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Когда мы читаем книги Нового Завета, нам не стоит забывать, что первоначально они не имели привычную нам форму, в их тексте не было разделения на главы и абзацы, разделения на строки тоже не было; листы, на которых написан текст, не имели нумерации, и не были сшиты между собой, а некоторые из листов существенным образом пострадали во время путешествий. Поэтому не стоит ожидать от книг Нового Завета привычной нам гладкости повествования, ведь может оказаться, что какие-то листы были перепутаны, а некоторые и вовсе изначально были частью совсем другой книги. Учёные предполагают, что именно так произошло с 6-й главой Второго послания апостола Павла к Коринфянам, отрывок из которой звучит сегодня во время литургии в православных храмах.
Глава 6.
11 Уста наши отверсты к вам, Коринфяне, сердце наше расширено.
12 Вам не тесно в нас; но в сердцах ваших тесно.
13 В равное возмездие,- говорю, как детям,- распространитесь и вы.
14 Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?
15 Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным?
16 Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом.
Нам достаточно быть внимательными людьми, чтобы понять: только что прозвучавший отрывок апостольского послания к Коринфянам какой-то странный. Сначала апостол Павел написал о своём отношении к общине Коринфа, сказал, что его сердце открыто для них, и что он надеется на взаимность, а сразу после этого внезапно начинается разговор про попытки совмещения праведности и греха, что, конечно же, невозможно, а потому человек должен избрать что-то одно, и вполне очевидно, каким должен быть выбор христиан. Странность прозвучавшего отрывка современные учёные объясняют довольно простым образом: мы имеем дело со вставкой, которая первоначально относилась к какому-то иному посланию апостола Павла, возможно, к тому, которое не сохранилось, и было отправлено в Коринф прежде известного нам Первого послания к Коринфянам.
Конечно, особенности услышанного нами отрывка не делают его менее важным; его происхождение любопытно, и не более того, а потому нам стоит обратить внимание на суть прозвучавших слов. С одной стороны, они довольно просты: апостол Павел любил своих духовных чад, он многое делал для них, и вполне естественно, что он ожидал от них взаимности. Впрочем, здесь важно заметить, что взаимная любовь христиан — вовсе не равна взаимной любви во внехристианских сообществах или же взаимной любви в обыденном смысле этого понятия; любовь христиан друг ко другу берет своё основание во Христе, и не зависит от каких бы то ни было личных качеств людей. Своими словами апостол Павел призывал не только к доброжелательному отношению к самому себе, то есть к Павлу; апостол призывал к исполнению Христовой заповеди, ведь никто не сможет обрести спасение, если пренебрежёт словами Христа.
Дальнейшие слова прозвучавшего сегодня отрывка тоже просты и в достаточной мере очевидны: попросту глупо думать, что есть какая-то возможность служить и Богу, и Его противнику. Как мы помним, сама евангельская история показывает, что ни у кого не получилось успешно пройти по этому пути.
Бог требует от нас сделать выбор. Собственно, так было с момента сотворения человека: Адаму было предложено выбрать — либо он слушает Бога, либо он избирает другой путь. Адам попытался и вкусить запретный плод, и остаться в раю, но у него, как мы помним, это не получилось, ведь сам рай — это ничто иное, как общение с Богом, не подразумевающее и намёка на возможность измены Ему.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Христианское отношение к смерти». Протоиерей Дионисий Лобов

У нас в студии клирик московского храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне протоиерей Дионисий Лобов.
Мы говорили о христианском отношении к смерти и о том, как принимать и переживать расставание с уходящими из земной жизни близкими.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти программ, приуроченных ко дню Успения Пресвятой Богородицы.
Первая беседа со священником Александром Сатомским была посвящена отношению к ограниченности земной жизни в Ветхом Завете
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер