
Николай Тимофеев-Ресовский Изображение: https://clck.ru/34vKzw
Выдающиеся генетики, биофизики, радиологи Николай и Елена Тимофеевы-Ресовские познакомились в Москве в тысяча девятьсот двадцать первом году, на практикуме профессора Кольцова, основателя молекулярной биологии.
За плечами Николая, потомка дворян и казаков, была и Первая мировая, и гражданская война. Он работал пастухом, грузчиком, чинил молотилки, пел в хоре. И умудрялся учиться на естественном отделении физико-математического факультета Московского университета.
Спокойная, рассудительная, домовитая Елена Фидлер, Лёлька, как называли её друзья, была полной противоположностью взрывному темпераментному Николаю. Уже через две недели после знакомства он сделал ей предложение. Николай и Елена обвенчались в московском храме Успения Божией Матери на Могильцах.
«Колюша свернёт кого хочешь», — так говорила Елена о муже. А тот, наговорив лишнего в спорах с коллегами, прибегал к дипломатическому таланту жены, чтобы вновь навести дружеские мосты. «Без Лёльки я не владею техникой жизни», — делился Николай.
В середине двадцатых годов советская биология была в авангарде мировой науки. Поэтому немецкий профессор Оскар Фогт обратился к Кольцову с просьбой порекомендовать способного молодого учёного для работы в берлинском Институте исследования мозга. Кольцов посоветовал Тимофеева-Ресовского. Николай возглавил генетический отдел, который со временем стал самостоятельным институтом биофизики и генетики.
В двадцать третьем году у Тимофеевых-Ресовских родился старший сын Дмитрий, в двадцать седьмом — Андрей. Елена Александровна заботилась о родных, но не оставляла науку. Она проводила исследования, публиковалась в ведущих мировых журналах. Уже тогда появилась семейная традиция вечеров вместе с сотрудниками института. В неформальном общении решались рабочие вопросы, обсуждались новости науки.
Великая Отечественная война застала Тимофеевых-Ресовских в Берлине. На предложение принять немецкое гражданство Николай Владимирович ответил: «Я родился русским и не вижу никаких средств изменить этот факт». Он продолжал возглавлять институт, но находился фактически в статусе заложника. Это не помешало Тимофееву-Ресовскому начать свою борьбу. Он готовил запросы на учёных, попавших в тюрьмы и концлагеря, а потом переправлял людей в лаборатории к надёжным немецким коллегам. Елена Александровна помогала мужу.
Сын Дмитрий втайне от родителей вступил в подпольную антифашистскую организацию. В сорок третьем его арестовали, юноша попал в гестапо. Тимофееву-Ресовскому предложили заняться исследованиями расовой неполноценности славян и цыган, а взамен обещали облегчить участь Дмитрия. Николай Владимирович не нашёл в себе силы сразу отказать. Сутки он вместе с Еленой Александровной размышлял, ни с кем не виделся, не спал. Они сидели друг перед другом и думали... Много лет спустя Елена Александровна рассказывала о своих мыслях: что же скажет сын, если его освободят, и он узнает, какой ценой?.. Дмитрий погиб в концлагере Маутхаузен, но родители не узнали об этом. Елена Александровна всю жизнь не теряла надежды получить весточку о сыне. А Николай Владимирович никогда с тех пор не говорил о Дмитрии — так ему было тяжело.
После войны Николая Тимофеева-Ресовского арестовали и по этапу отправили в Москву, а потом в Карагандинский лагерь. Через год, едва живого от истощения, Тимофеева-Ресовского перевели в секретное НИИ на Южном Урале. Об этом сообщили жене. Елена Александровна собрала библиотеку Николая Владимировича и последовала за ним.
В середине пятидесятых Тимофеева-Ресовского освободили. Последним местом его работы стал Обнинск. Дом Тимофеевых-Ресовских по-прежнему был открыт для учеников, друзей и коллег. Тёплой дружеской атмосферой эти вечера были обязаны Елене Александровне. Беседовали не только о науке, слушали музыку, обсуждали книги и кинофильмы, вели философские споры.
В тысяча девятьсот семьдесят третьем году Елены Александровны не стало. Она скончалась в Пасхальный вечер. Супруг пережил её на семь лет. Последнюю исповедь Николая Владимировича принял священник Александр Мень. Он сравнил Тимофеева-Ресовского с титанами эпохи Возрождения. И добавил: «Он был светлый христианин».
Первое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова

Апостол Иоанн Богослов
1 Ин., 73 зач., III, 21 - IV, 6.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Можно ли молиться с дерзновением, если совесть неспокойна, а сердце знает о своих немощах? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 3-й и 4-й глав 1-го послания апостола Иоанна Богослова, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 3.
21 Возлюбленные! если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу,
22 и, чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное пред Ним.
23 А заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа и любили друг друга, как Он заповедал нам.
24 И кто сохраняет заповеди Его, тот пребывает в Нем, и Он в том. А что Он пребывает в нас, узнаём по духу, который Он дал нам.
Глава 4.
1 Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире.
2 Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога;
3 а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире.
4 Дети! вы от Бога, и победили их; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире.
5 Они от мира, потому и говорят по-мирски, и мир слушает их.
6 Мы от Бога; знающий Бога слушает нас; кто не от Бога, тот не слушает нас. По сему-то узнаём духа истины и духа заблуждения.
«Если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу», — пишет апостол Иоанн. Может ли сердце «не осуждать»? Ведь людей духовно безупречных и совершенных не существует. И даже великие святые видели свои грехи, как песок морской. Да и простой житейский опыт подсказывает нам, что тех, кто ощущает свою непогрешимость, лучше обходить стороной. Всё встанет на свои места, если понять эту строчку как призыв апостола не иметь лицемерия и самооправдания в отношениях с Богом. Это внутреннее состояние, когда мы не прячем ни от самих себя, ни от Творца свои немощи и слабости. Но приходим к Богу такими, какие есть. То есть полагаемся не на свою правильность, а на Его милость.
Именно это состояние предельной, порой безжалостной честности становится принципиально важным условием чистой молитвы. Она перестаёт быть потребительской. Мы общаемся с Богом не как наёмники, которые торгуются за награду, подобающую за «точное соблюдение заповедей». Мы приходим к Нему, как дети, которые чувствуют, что их любят, их простят и примут, несмотря на их шалости и проказы.
Это состояние доверия, предельной искренности и открытости перед Творцом — не только начало сильной молитвы. Естественным образом оно рождает в нас потребность жить по Его воле. Исполнять Его заповеди. Как говорит сегодня апостол, «делать благоугодное пред Ним». И это логично. Ведь если человек честен перед собой и Богом, в нём естественным образом рождается потребность хранить в чистоте свою совесть и по отношению к окружающим людям, ко всякому живому творению и даже к вещам.
Наконец, это состояние обостряет нашу духовную интуицию в целом. У человека появляется способность, как выражается апостол Иоанн, «испытывать духов». То есть мы оказываемся способными отличать истину от заблуждения. И опять же, это весьма закономерно. Ведь если мы привыкли любые свои мотивы, идеи и настроения проверять простым вопросом: «как это соотносится с Евангелием Христовым», и давать на него честный ответ, — Бог даёт нам благодать. Мы начинаем на опыте познавать, как в нашей повседневности действует Дух Божий, а как дух лукавства и всякой другой нечистоты.
Итак, наше духовное взросление начинается с честности перед собой. Со способности, несмотря на возрастающую тревогу, стыд и страх, признаться себе в том, в чём я боюсь признаваться не то что другим людям, но даже самому себе. Речь идёт о наших слабостях и ошибках. Их мы должны увидеть, признать, принять как часть себя и принести к Небесному Отцу. Предстать перед самими собой и перед Ним обнажёнными, беззащитными и уязвимыми. Именно в ответ на эту жертву и мужество Господь и даёт нам Свою благодать. Он рождает в нас желание исполнять Его заповеди, даёт нам силы хранить свою совесть перед людьми, дарует способность отличать правду от лжи и во всех своих делах поступать согласно с Его премудрым замыслом.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Псалом 80. Богослужебные чтения
«Есть время обниматься и есть — уклоняться от объятий», — читаем мы в библейской книге «Экклезиаст». Действительно, жизнь наша устроена так, что периоды радости и скорби перемежаются. Но всё же есть дни, когда мы Богом призываемся к торжеству. Вне зависимости от того, что творится вокруг. Таким днём, конечно же, является Пасха Христова, символом которой была Пасха Ветхозаветная. О ней, Пасхе Ветхого завета, и идёт речь в псалме 80-м, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 80.
1 Начальнику хора. На Гефском орудии. Псалом Асафа.
2 Радостно пойте Богу, твердыне нашей; восклицайте Богу Иакова;
3 возьмите псалом, дайте тимпан, сладкозвучные гусли с псалтирью;
4 трубите в новомесячие трубою, в определённое время, в день праздника нашего;
5 ибо это закон для Израиля, устав от Бога Иаковлева.
6 Он установил это во свидетельство для Иосифа, когда он вышел из земли Египетской, где услышал звуки языка, которого не знал:
7 «Я снял с рамен его тяжести, и руки его освободились от корзин.
8 В бедствии ты призвал Меня, и Я избавил тебя; из среды грома Я услышал тебя, при водах Меривы испытал тебя.
9 Слушай, народ Мой, и Я буду свидетельствовать тебе: Израиль! о, если бы ты послушал Меня!
10 Да не будет у тебя иного бога, и не поклоняйся богу чужеземному.
11 Я Господь, Бог твой, изведший тебя из земли Египетской; открой уста твои, и Я наполню их».
12 Но народ Мой не слушал гласа Моего, и Израиль не покорялся Мне;
13 потому Я оставил их упорству сердца их, пусть ходят по своим помыслам.
14 О, если бы народ Мой слушал Меня и Израиль ходил Моими путями!
15 Я скоро смирил бы врагов их и обратил бы руку Мою на притеснителей их:
16 ненавидящие Господа раболепствовали бы им, а их благоденствие продолжалось бы навсегда;
17 Я питал бы их туком пшеницы и насыщал бы их мёдом из скалы.
Псалом 80-й был написан во времена царя Давида, но не им самим, а его современником — пророком Асафом, который в прозвучавшем тексте рассуждает о ветхозаветной Пасхе. Она была установлена в память об освобождении древних евреев из египетского плена и праздновалась ежегодно 14 числа лунного месяца ниссана — то есть примерно в нашем апреле. Асаф, обращаясь к современникам, призывает их не скупиться на радость, не поддаваться скорбям, но иметь крепкую память о милости Божией. Потому он и пишет: «Возьмите псалом (то есть струнный инструмент), дайте тимпан, сладкозвучные гусли с псалтирью; трубите трубою в день праздника нашего».
Итак, псалом 80-й призывает людей радоваться, петь, играть на музыкальных инструментах, молитвенно прославляя Господа. И пророк напоминает об исторических обстоятельствах торжества. Он пишет: «Бог установил это во свидетельство для Иосифа, когда он вышел из земли Египетской». Речь идёт не просто о каком-то человеке по имени Иосиф, а о патриархе древнего Израиля, который стал собирательным символом своего народа. Иосиф, переехав в Египет, там умер, но завещал перезахоронить себя в исторической Палестине. Потому древние евреи, уходя из-под власти фараона, взяли с собой кости своего патриарха.
Бог в пути указывал народу еврейскому, как следует поступать, через пророка Моисея. По молитвам Моисея происходили чудеса, которые позволили древним евреям преодолеть долгое путешествие по Синайской пустыне. Читаем в псалме: «В бедствии ты призвал Меня, и Я избавил тебя; из среды грома Я услышал тебя, при водах Меривы испытал тебя». Меривой называлось место, где текли горькие воды, которые пить было невозможно. Но по вере Моисея эти воды стали сладкими. И в псалме прямо говорится, что если верные Богу люди будут хранить свою праведность, то Господь их не оставит, как не оставил еврейский народ в годы исхода из Египта. Читаем в псалме: «Я Господь, Бог твой, изведший тебя из земли Египетской; открой уста твои, и Я наполню их водой и пищей».
К сожалению, и во время путешествия по Синаю, и впоследствии древние евреи отступали от Бога. Потому в псалме мы слышим сетование: «О, если бы народ Мой слушал Меня и Израиль ходил Моими путями! Я питал бы их туком пшеницы и насыщал бы их мёдом из скалы». Но Господь всё же ищет не за что бы нас наказать, а в чём бы оправдать. Вот и древних евреев Бог миловал, прощал, надеясь на их покаяние.
Содержание прозвучавшего псалма касается и нас — христиан. Мы тоже призываемся к радости — потому что через жертву Христа получили свободу от греха и смерти. Но радость эта сопряжена с ответственностью. Потому давайте не будем размениваться на грехи и порочные привычки, но станем с любовью и в мире с совестью служить Господу.
Поможем Паше сохранить возможность ходить самостоятельно

Паше Фаршатову из Среднеуральска пятнадцать лет. Он — один из тройняшек, рождение которых стало большим чудом для его мамы Елены после долгих лет ожидания. Но дети появились на свет раньше срока и с проблемами со здоровьем.
В отличие от брата и сестры Паша научился ходить только после многолетних курсов реабилитации и двух сложных операций. Сегодня мальчик старается быть активным: учится в восьмом классе, участвует в олимпиадах, увлекается биологией и мечтает стать ветеринаром. С большой заботой он ухаживает за любимым питомцем — ящерицей.
Специалисты отмечают у Паши огромный потенциал для развития. Но именно сейчас, в период интенсивного роста подростка, его победы оказались под угрозой. Пубертат влияет на мышцы и суставы, увеличивая риск отката назад.
Чтобы сохранить всё, что было достигнуто за 15 лет труда и не потерять возможность ходить, Паше необходима реабилитация в челябинском центре «Сакура». Именно после занятий там мальчик стал лучше говорить, встал на ноги.
Семья не может оплатить нужное лечение самостоятельно. Мама Елена одна воспитывает тройняшек. Собрать средства на реабилитацию помогает Фонд «Мои друзья». С 2009 года организация оказывает поддержку детям и взрослым с нарушениями здоровья.
Помочь Паше преодолеть этот непростой этап и сохранить возможность ходить и быть мобильным можно на сайте фонда — Мои друзья.орг.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов











