
В конце восемнадцатого века парижане из уст в уста передавали невероятную историю: сам Дени Дидро — известный писатель и яростный атеист — публично подтвердил свою убежденность... в Божественном происхождении Евангелия! В одном из литературных салонов Парижа кто-то позволил себе скептически и насмешливо отозваться о Священном Писании. Дидро, присутствовавший при этом, перебил насмешников и спросил, а способны ли они сами написать хоть один рассказ, который бы был так прост, но в то же время так возвышен и трогателен, как повествование о страданиях и смерти Иисуса Христа? Рассказ, который бы произвел на человечество столько же сильное впечатление, и влияние которого на жизнь людей не ослабевало по прошествии многих веков? Это на удивление справедливое высказывание неверующего Дидро оказалось единственным, в чём с ним, спустя столетие, полностью согласился известный христианский богослов Филипп Шафф в своей книге «Иисус Христос — величайшее чудо истории».
Этот научный, но вместе с тем крайне увлекательный для чтения труд имеет и соответствующий подзаголовок: «Опровержение ложных теорий о личности Иисуса Христа и собрание свидетельств о высоком достоинстве характера, жизни и дел Его со стороны неверующих». За более, чем сто лет книга множество раз переиздавалась и в наше время продолжает оставаться читаемой и популярной.
Автор выполнил достойную восхищения задачу: поднял сразу несколько крупных исторических пластов от античности до современности, а главное, смог с объективностью истинного исследователя скрупулёзно изучить даже те источники, в которых личность Христа и Его учение заведомо подвергались если уж не поруганию, то откровенному скепсису. А это для Филиппа Шаффа, глубоко верующего христианина, было, наверное, не так уж просто!
И вот как раз здесь автор книги «Иисус Христос — величайшее чудо истории» сделал любопытнейшее открытие. Отрицая Божественную сущность Христа, даже самые отъявленные атеисты почти всегда сами же косвенно, а то и прямо, её подтверждали! И упомянутый случай с Дидро далеко не единственный. В одной компании с ним оказались Жан Жак Руссо, Наполеон Бонапарт, иудейский историк Иосиф Флавий, один из первых противников христианства греческий философ Цельс и многие, многие другие. Шафф аккуратно собрал их невольные признания Божественности Иисуса Христа и Священного Писания — и представил на суд читателей.
«Если Мои ученики умолкнут и не будут прославлять Меня, то камни возопиют», — сказал Христос в Евангелии. Не только камни, но и атеисты — добавляет Филипп Шафф на страницах своей книги, и утверждает: «Христос — величайшее чудо истории».
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. Об отношении к пророкам и проповедникам

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем».
Об отношении к пророкам и проповедникам — священник Александр Ермолин.
Господь приходит в своё земное Отечество, и мы видим, что многие изумляются и говорят: «Откуда у Него такая премудрость и сила? Не плотников ли Он сын? Откуда же у Него всё это?» И в этих словах мы видим сомнение. Евангелист прямо подчеркивает: «И соблазнялись о Нём». И в ответ на это Господь говорит, что не бывает пророка без чести.
И удивительно, что Он дальше говорит, что «не совершая там многих чудес, по неверию их». Это тоже Евангелист Матфей подчеркивает. Эти слова показывают, как часто бывает, что мы с вами стали православными людьми во Церкви, стали ходить в храм. И как часто люди, которые нас знали раньше, не воспринимают наше новое измерение бытия.
Они не воспринимают наше православие. Они думают: «Ну вот, мы же его помним. Мы помним его в школе, мы помним его в юности, мы помним его где-то ещё. И какой уж он проповедник». Для нас эти слова должны стать напоминанием о том, что сам Господь это переживал. Он не совершил там многих чудес по их неверию.
Действительно, не бывает пророка без чести, разве только в Отечестве своём. А что касается этих людей, которые не воспринимают наше новое измерение бытия, тут нужно надеяться о том, что Господь обязательно пошлёт им какого-то другого миссионера, какой-то другой пример. И устами другого миссионера они обязательно узнают о Христе и придут к Нему.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. О личности и служении Михаила Голенищева-Кутузова

Сегодня 16 сентября. В этот день в 1745 году родился русский полководец Михаил Голенищев-Кутузов.
О его личности и служении — протоиерей Игорь Филяновский.
Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов происходил из старинного дворянского рода. Окончил артиллерийскую и инженерную дворянскую школу. Служил сначала в Польше, а затем в 1770 году был переведён в армию генерала Румянцева и принял участие в начавшейся войне с Турцией. Особенно отличился при штурме Измаила. С 1776 года служил под началом Суворова.
В начале Отечественной войны 1812 года был избран начальником Петербургского, а затем Московского ополчения. С августа 1812 года — главнокомандующий русской армией, разгромившей Наполеона. За блестящую победу над врагом удостоен титула князя Смоленского и награждён высшим военным орденом Святого Георгия I степени.
В 1813 году Михаил Илларионович умер и был похоронен в Казанском соборе Санкт-Петербурга. Александр I написал его вдове: «Не вы одна проливаете о нем слёзы. С вами плачу я и плачет вся Россия».
Уже в XX веке про Кутузова снимали фильмы, писали книги, его именем назвали орден, вручаемый выдающимся полководцам. По сей день он остаётся не только самым известным военачальником Отечественной войны XIX столетия, но и одним из самых знаменитых полководцев в истории России.
Все выпуски программы Актуальная тема