Евангелие от Матфея, Глава 12, стихи 38-45. Комментирует - Стефан Домусчи
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Матфея, Глава 12, стихи 38-45

Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент Московской духовной академии священник Стефан Домусчи. Возможно ли быть нравственным независимо от религии? Как верующий, так и неверующий скажут, что ответ очевиден, хотя при этом буду подразумевать совершенно противоположные. Каков же правильный вариант? Ответ на этот вопрос дает Христос в отрывке из 12 главы Евангелия от Матфея, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.

Глава 12.

38 Тогда некоторые из книжников и фарисеев сказали: Учитель! хотелось бы нам видеть от Тебя знамение.

39 Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка;

40 ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи.

41 Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы.

42 Царица южная восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона.

43 Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит;

44 тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным;

45 тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом.

В двенадцатой главе Евангелия от Матфея говорится о том, что отношения Христа и фарисеев окончательно портятся. Сначала Его ученики, а потом и Он сам внешне нарушают заповедь о субботе и всякий раз Спаситель находит возможность это нравственно обосновать. Это так злит фарисеев, что они решают погубить Его и даже говорят, что Он использует против бесов силу бесовского же князя. Отвечая им, Христос подчеркивает, что, выступая против чуда, они обвиняют уже не Его самого, но Духа Святого и за свои праздные слова дадут ответ в день Суда. Услышав настолько жёсткие слова, часть из тех, кто возмущался, пытаются оправдаться, и с этих оправданий как раз и начинается сегодняшний отрывок.

«Учитель, — говорят они, — дело в том, что нам хотелось увидеть от Тебя знамение». Под знамением при этом они подразумевали какой-нибудь чудесный знак, подтверждающий, что Он Мессия. Однако Спаситель знает, что перед Ним род неверный и развращённый, то есть люди, привыкшие поступать не столько по правде, сколько по капризам своего сердца, и никакое знамение им не поможет, потому что они сами этого не хотят. Итак, единственный знак, который будет им дан — знак пророка Ионы, который провёл во чреве большой рыбы три дня и три ночи. Для жителей Ниневии, которые погрязли в грехах и покаялись после проповеди пророка Ионы, сам Иона и был знаком грядущего суда Божьего, в то время как иудеи, видевшие чудеса гораздо большие, чем были при Ионе в Ниневии, каяться не захотели. Просто язычники были расположены к покаянию, потому что знали множество грехов своих, а иудеи не желали каяться, потому что были уверены в своей праведности.

Демонстрируя перспективы подобного поведения, Христос рассказывает довольно страшную притчу. Про человека, который сначала оказался свободен от нечистого духа, но ничем не заполнил свою душу и в итоге впал в ещё более страшное состояние. Причём для внимательного читателя ясно, что речь идёт не о человеке, а о народе, который был в духовном рабстве в Египте, затем в рабстве в Вавилоне и, наконец, несмотря на власть римлян, смог исповедовать веру самостоятельно и жить по своим заповедям. Однако, не желая впускать в свою жизнь Мессию, народ рискует остаться духовно пустым, а значит в будущем попасть в ещё большее и злейшее рабство.

В этих словах Спасителя кроется ответ на вопрос о нравственности, независимой от религии. Если быть нравственным означает избегать зла и стремиться к добру, неверующий человек, конечно, может это делать. Однако у такого человека не будет абсолютной, высшей опоры, а значит все критерии нравственности будут шаткими и сведутся к общественному мнению, которое бывает разным и изменчивым. Напротив, тот, кто не останавливается на нравственной чистоте, но наполняет свою душу общением с Богом, будет идти по прямому и твёрдому пути.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!