Осенняя аллея, золотистые клёны, застилающие ещё зелёную траву газонов своими листьями, похожими на человеческую ладонь. Над головой синее чистое небо, прохладный утренний ветерок обдаёт приятной свежестью... Такая картина часто возникает перед мысленным взором протоиерея Артемия Владимирова, когда он вспоминает детство. Об этой чудесной поре известный московский священник, проповедник, педагог и писатель вспоминает в своей книге, которая называется «С высоты птичьего полёта».
Отец Артемий признаётся, что, возвращаясь мыслями в прошлое, на многие события детства смог посмотреть по-иному, с ясностью разглядеть в них глубочайшую мудрость Божьего промысла. И просто вспомнить о дорогих людях, давно ушедших из этого мира, но оставивших след в памяти и душе. Прежде всего, это, конечно, бабушка автора — Любовь Васильевна Севе́й, которой батюшка посвятил свою книгу воспоминаний. Буля — так ласково называл её маленький внук. Её образ, по выражению автора, полный тёплой, как только что испечённый хлеб, любви, проходит через всё повествование.
Ещё один родной человек — брат-близнец отца Артемия, Дмитрий, или Митенька, как звали его в семье. Бо́льшая часть воспоминаний батюшки связана именно с ним. Например, о том, как однажды в ясный осенний день, шурша опавшими листьями клёнов и глядя в бесконечное синее небо, маленький Артём вдруг спросил брата: «Митя, а где... Бог?». И Митя, ничуть не удивившись, серьёзно ответил: «Везде...».
Никто — ни мать, ни даже верующая бабушка, напрямую не внушал детям веру в Бога. Но сама их жизнь, их любовь и доброта рождали веру в детских сердцах. Артём видел свет и радость повсюду, в самых простых вещах — солнечном дне, зелёной траве, прозрачной реке, первом снеге... В книге «С высоты птичьего полёта» протоиерей Артемий Владимиров вспоминает случай на рыбалке. Как он стоял в прибрежной осо́ке и напряжённо следил глазами за поплавком. Детское сердечко отчаянно билось, и вдруг из уст мальчика сама собой вырвалась... молитва: «Господи, помоги! Господи, пусть плотвички поскорее клюнут!» «Кто научил меня обратиться тогда к Творцу неба и земли? Кто вложил в уста слово к Богу?!» — задаётся вопросом батюшка.
О чудесном времени детства и о самых близких людях, которые не нравоучениями, а своей простой и благочестивой жизнью смогли разбудить его душу для веры, пишет протоиерей Артемий Владимиров — с любовью и благодарностью. «Миром правит любовь», — делает он вывод, оглядываясь на детство с расстояния прожитых лет, или, как сам он говорит в названии книги — с высоты птичьего полёта.
Деяния святых апостолов
Деян., 9 зач., III, 19-26
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Сегодня в наших проповедях можно проследить самые разные темы: это могут быть как темы, связанные с Евангелием, так и такие, которые соотносятся с Евангелием лишь опосредовано, например, темы, посвящённые здоровому образу жизни. В апостольскую эпоху не было такого многообразия предметов для проповеди, и всякая проповедь была посвящена Воскресшему из мёртвых Господу нашему Иисусу Христу. Одна из первохристианских проповедей звучит сегодня во время литургии в православных храмах, её автор — апостол Пётр, и взята она из 3-й главы книги Деяний святых апостолов.
Глава 3.
19 Итак покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши,
20 да придут времена отрады от лица Господа, и да пошлет Он предназначенного вам Иисуса Христа,
21 Которого небо должно было принять до времен совершения всего, что говорил Бог устами всех святых Своих пророков от века.
22 Моисей сказал отцам: Господь Бог ваш воздвигнет вам из братьев ваших Пророка, как меня, слушайтесь Его во всем, что Он ни будет говорить вам; 23 и будет, что всякая душа, которая не послушает Пророка того, истребится из народа.
24 И все пророки, от Самуила и после него, сколько их ни говорили, также предвозвестили дни сии.
25 Вы сыны пророков и завета, который завещевал Бог отцам вашим, говоря Аврааму: и в семени твоем благословятся все племена земные.
26 Бог, воскресив Сына Своего Иисуса, к вам первым послал Его благословить вас, отвращая каждого от злых дел ваших.
Эта проповедь апостола Петра была обращена к иерусалимским евреям, которые стали свидетелями исцеления хромого от рождения человека. Конечно, такое исцеление не могло не впечатлить, ведь, с одной стороны, все люди прекрасно знали больного, они видели его на протяжении многих лет просящим милостыню у Красных дверей Иерусалимского храма, с другой, невозможно представить, чтобы кто-то, кто никогда не мог ходить, у кого не было ни физической возможности передвигаться на своих ногах, ни необходимого для этого навыка вдруг не только пошёл, но и, как свидетельствует книга Деяний, начал скакать (Деян. 3:8). Значительно проще представить, что новорождённый тотчас после своего появления на свет отправился на сцену Большого театра танцевать «Лебединое озеро». Апостол Пётр не стал мешкать, и всеобщее изумление использовал как возможность для проповеди Того, Чьей силой произошло это невероятное исцеление, то есть Христа Спасителя.
В своей проповеди апостол Пётр сделал несколько отсылок к книгам Ветхого Завета, эти отсылки были крайне важны для его аудитории, которая, напомню, была исключительно еврейской. Потомки праотца Иакова долгое время не были единым народом, да, они ощущали своё родство, но не более того, до появления Моисея они не были способны к консолидации, Моисей всё изменил, он дал еврейскому народу заповеди, исполнение которых и определяло, принадлежит человек к избранному Богом народу или нет. Грубое нарушение заповедей или же пренебрежение ими автоматически отторгало человека от народа, и, напротив, чужой по крови человек мог войти в число избранных Богом людей тогда, когда он начинал жить по заповедям. Моисей не только дал заповеди, сформировавшие еврейский народ, Моисей ещё и сказал, что данный им самим по внушению Божию закон имеет свои пределы, он достигнет их тогда, когда Бог воздвигнет «иного Пророка», то есть Христа Спасителя, именно на это пророчество Моисея, зафиксированное книгой Второзаконие, и сослался в своей проповеди апостол Пётр: «Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им всё, что Я повелю Ему» (Втор. 18:18).
Лучшие представители израильского народа веками ждали исполнения этого обетования, понимая, что жизнь в рамках установленного Ветхим Заветом обряда не способна насытить душу человека богообщением, не способна она и даровать благодать Духа Святого, следовательно, не может она и вернуть человека в состояние райского блаженства. Для всего этого нужен кто-то, кто будет выше Моисея, кто даст иной, превосходнейший, закон, именно этого Человека всеми силами проповедовали апостолы, ведь они своими глазами видели, что Бог воплотился, пострадал и воскрес, и через это Он открыл путь каждому человеку в Царство Небесное.
Апостола Петра многие поняли, но ещё большее число людей предпочли принесённой Христом свободе привычную жизнь в рабстве закону. Это их выбор, их право. Однако опыт двух тысячелетий христианства показывает, что лучше всё же отдать предпочтение Христу и Его Царству.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Византийский эпос». Арсений Миронов
Гостем программы был доктор философских наук, ректор Университета имени Разумовского Арсений Миронов.
Разговор шел о Византийском эпосе, как возникали древние эпические сказания, какими были их герои и как менялись их образы от языческих к христианским
Ведущий: Дмитрий Володихин
«Путь иконописца». Мария Глебова
У нас в гостях была доцент кафедры иконописи факультета церковных художеств Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Мария Глебова.
Наша гостья рассказала о своем пути к вере и знакомстве с отцом Иоанном Крестьянкиным, об удивительных людях, повлиявших на ее путь в иконописи, а также о своем участии в работе над созданием иконы Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской.
Ведущие: Игорь Цуканов, Кира Лаврентьева
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья