
Осенняя аллея, золотистые клёны, застилающие ещё зелёную траву газонов своими листьями, похожими на человеческую ладонь. Над головой синее чистое небо, прохладный утренний ветерок обдаёт приятной свежестью... Такая картина часто возникает перед мысленным взором протоиерея Артемия Владимирова, когда он вспоминает детство. Об этой чудесной поре известный московский священник, проповедник, педагог и писатель вспоминает в своей книге, которая называется «С высоты птичьего полёта».
Отец Артемий признаётся, что, возвращаясь мыслями в прошлое, на многие события детства смог посмотреть по-иному, с ясностью разглядеть в них глубочайшую мудрость Божьего промысла. И просто вспомнить о дорогих людях, давно ушедших из этого мира, но оставивших след в памяти и душе. Прежде всего, это, конечно, бабушка автора — Любовь Васильевна Севе́й, которой батюшка посвятил свою книгу воспоминаний. Буля — так ласково называл её маленький внук. Её образ, по выражению автора, полный тёплой, как только что испечённый хлеб, любви, проходит через всё повествование.
Ещё один родной человек — брат-близнец отца Артемия, Дмитрий, или Митенька, как звали его в семье. Бо́льшая часть воспоминаний батюшки связана именно с ним. Например, о том, как однажды в ясный осенний день, шурша опавшими листьями клёнов и глядя в бесконечное синее небо, маленький Артём вдруг спросил брата: «Митя, а где... Бог?». И Митя, ничуть не удивившись, серьёзно ответил: «Везде...».
Никто — ни мать, ни даже верующая бабушка, напрямую не внушал детям веру в Бога. Но сама их жизнь, их любовь и доброта рождали веру в детских сердцах. Артём видел свет и радость повсюду, в самых простых вещах — солнечном дне, зелёной траве, прозрачной реке, первом снеге... В книге «С высоты птичьего полёта» протоиерей Артемий Владимиров вспоминает случай на рыбалке. Как он стоял в прибрежной осо́ке и напряжённо следил глазами за поплавком. Детское сердечко отчаянно билось, и вдруг из уст мальчика сама собой вырвалась... молитва: «Господи, помоги! Господи, пусть плотвички поскорее клюнут!» «Кто научил меня обратиться тогда к Творцу неба и земли? Кто вложил в уста слово к Богу?!» — задаётся вопросом батюшка.
О чудесном времени детства и о самых близких людях, которые не нравоучениями, а своей простой и благочестивой жизнью смогли разбудить его душу для веры, пишет протоиерей Артемий Владимиров — с любовью и благодарностью. «Миром правит любовь», — делает он вывод, оглядываясь на детство с расстояния прожитых лет, или, как сам он говорит в названии книги — с высоты птичьего полёта.
Астрахань. Благовещенский женский монастырь

В центре города Астрахань, на пересечении улиц Советской и Калинина, сохранился комплекс старинного Благовещенского монастыря. Иноки здесь жили ещё в шестнадцатом веке. Обитель в то время была крайне бедной. Её насельники выполняли особую миссию — хоронили бездомных и молились об их упокоении в единственной монастырской церквушке. Она была деревянной. Больше полувека иноки строили каменный храм. Его освятили в 1699 году в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Вскоре после этого монастырь окончательно разорился и был упразднён. В 1706 году на его территории учредили женскую обитель. Главной её святыней стала древняя икона Божией Матери «Живоносный источник». Милостью Богородицы Благовещенский монастырь процветал вплоть до революции 1917 года. Советская власть разорила обитель, с 1949 года архитектурный ансамбль принадлежал Астраханскому военкомату. А 6 апреля 2021-го, накануне праздника Благовещения Богородицы, монастырский комплекс вернули Русской православной церкви. Он постепенно восстанавливается на радость жителям Астрахани.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. Об отношении к пророкам и проповедникам

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем».
Об отношении к пророкам и проповедникам — священник Александр Ермолин.
Господь приходит в своё земное Отечество, и мы видим, что многие изумляются и говорят: «Откуда у Него такая премудрость и сила? Не плотников ли Он сын? Откуда же у Него всё это?» И в этих словах мы видим сомнение. Евангелист прямо подчеркивает: «И соблазнялись о Нём». И в ответ на это Господь говорит, что не бывает пророка без чести.
И удивительно, что Он дальше говорит, что «не совершая там многих чудес, по неверию их». Это тоже Евангелист Матфей подчеркивает. Эти слова показывают, как часто бывает, что мы с вами стали православными людьми во Церкви, стали ходить в храм. И как часто люди, которые нас знали раньше, не воспринимают наше новое измерение бытия.
Они не воспринимают наше православие. Они думают: «Ну вот, мы же его помним. Мы помним его в школе, мы помним его в юности, мы помним его где-то ещё. И какой уж он проповедник». Для нас эти слова должны стать напоминанием о том, что сам Господь это переживал. Он не совершил там многих чудес по их неверию.
Действительно, не бывает пророка без чести, разве только в Отечестве своём. А что касается этих людей, которые не воспринимают наше новое измерение бытия, тут нужно надеяться о том, что Господь обязательно пошлёт им какого-то другого миссионера, какой-то другой пример. И устами другого миссионера они обязательно узнают о Христе и придут к Нему.
Все выпуски программы Актуальная тема