О поэтессе и переводчице Ольге Чуминой, современнице Алексея Константиновича Толстого и поклоннице Николая Некрасова; напечатавшей впервые свои стихи через год после смерти Достоевского, и едва не дожившей до октябрьского переворота – известно немногое. Сочинять в рифму она начала поздно и словно бы неохотно, слыла театральной дамой, много и талантливо писала о сцене. Ей симпатизировали Всеволод Гаршин, Яков Полонский и Чехов. В переводческих трудах Чумина поднялась довольно высоко: ее переводы из Данте, Мильтона и Байрона по сей день в цене. Самое же загадочное для меня – это ее неутомимая работа в сатирической журналистике – эпохи 1905 года.
Может, то сработали гены деда, который по утверждению внучки, принимал участие в декабристском восстании?
Кстати, ее газетный псевдоним мне очень нравится: «Оптимист».
…И уж совсем непонятно, какой частью души она писала свою ясную, прозрачную, духовную лирику, и как же, в конце концов, все вышесказанное сочеталось с ее горячей набожностью...
Тучи темные нависли
Низко над землей,
Сон оковывает мысли
Непроглядной мглой.
Воли нет, слабеют силы,
Тишина вокруг...
И спокойствие могилы
Охватило вдруг.
Замирают в сердце муки...
На борьбу опять
Опустившиеся руки
Нету сил поднять.
Голова в изнеможеньи
Клонится на грудь...
Боже мой! Услышь моленье,
О, не дай заснуть.
Этот сон души мертвящий
Бурей разгони
И зажги во тьме царящей
Прежние огни.
Ольга Чумина, «Молитва», февраль 1888 года, из первой книги стихов
Духовные стихи Ольги Николаевны Чуминой неизменно входят в собрания христианской поэзии, в том числе – и в выпущенную издательством Свято-Елизаветинского монастыря антологию «Слово и Дух». Давайте закончим еще одним ее стихотворением, которое в наши дни как-то особенно горячо и тревожно отзывается в сердце:
В Киеве стольном
Народ, собираясь с утра,
Толпился в волненье и страхе невольном
У вод темно-синих Днепра…
Сияли хоругви парчой золотою,
Дымились кадила окрест,
Сиял, вознесенный над всею толпою,
В руках архипастыря крест.
Под стройное пенье церковного клира
Свершался крещенья обряд,
И кротким сияньем душевного мира
Светился Владимира взгляд…
И долго глядел он на город с холмами,
На веры святой колыбель,
На Днепр, заалевший под солнца лучами, –
Руси вековую купель.
Ольга Чумина, «Крещение Руси»
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Белочка»
Как прекрасно утро в парке! С семьёй мы неспешно идём по аллее, вдоль которой растут ели и сосны. Семилетняя дочь Даша внимательно смотрит по сторонам, окидывает взглядом землю и деревья. Дочке очень хочется увидеть белок, они здесь живут и частенько выбегают к людям. В кармане у Даши лежат грецкие орехи — зверьки любят это угощение.
«Мама, ну где же белочки?» — нетерпеливо спрашивает она у меня. «А ты прочитай отрывок из стихотворения, которое мы вчера повторяли, — советую я, — глядишь белка и прибежит». Даша улыбается и начинает декламировать строчки из известной сказки.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызет.
В завершение дочка стала стучать друг о друга двумя орехами. И вскоре мы замечаем, как к нам короткими перебежками скачет рыжая белка с роскошным пушистым хвостом. Она подбегает к Даше, осторожно берёт один орех и мчится обратно в свой домик.
«Белочка побежала бельчат кормить!» — радостно кричит Даша. Для неё встреча со зверьком — это хорошая иллюстрация к сказке Пушкина, которую она очень любит. А для нас большое счастье видеть, как растёт наша дочь.
3 мая. О наследии Святителя Николая Сербского
Сегодня 3 мая. Память Святителя Николая Сербского.
О его наследии, — протоиерей Игорь Филяновский.