Евангелие от Матфея, Глава 11, стихи 2-15. Комментирует - Феоктист Игумнов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Матфея, Глава 11, стихи 2-15

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Когда мы читаем Евангелие, особенно Евангелие от Матфея, нам стоит помнить, что Христос проповедовал в иудейской среде, которая была очень неоднородна. Во время земной жизни Христа внутри иудаизма существовали самые разные группы верующих, были среди них и те, кто воспринимал библейское наименование Бога «Богом ревнителем» довольно причудливым образом — как призыв к радикальным силовым действиям в отношении язычников, в частности, в отношении оккупировавших Израиль римлян. Христос напрямую не обращался к этим людям, наименование их религиозно-политического движения ни разу не встречается в Евангелии, но тем не менее мы может найти в Евангелии Христово осмысление идей этих радикально настроенных израильтян. Одно из таких евангельских мест — 11-я глава Евангелия от Матфея, отрывок из которой сегодня звучит в православных храмах.

Глава 11.

Иоанн же, услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников своих

3 сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого?

4 И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите:

5 слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют;

и блажен, кто не соблазнится о Мне.

7 Когда же они пошли, Иисус начал говорить народу об Иоанне: что смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую?

8 Что же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Носящие мягкие одежды находятся в чертогах царских.

Что же смотреть ходили вы? пророка? Да, говорю вам, и больше пророка.

10 Ибо он тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою.

11 Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его.

12 От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его,

13 ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна.

14 И если хотите принять, он есть Илия, которому должно прийти.

15 Кто имеет уши слышать, да слышит!

Среди прочего, в этом евангельском отрывке звучат слова, которые обращают на себя особое внимание в силу их загадочности: «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берётся» (Мф. 11:12). Вполне естественно, что Церковь Христова в лице своих святых толкователей пытается понять и осмыслить эти слова Спасителя. Ещё святитель Григорий Двоеслов задавался вопросами относительно этого фрагмента Евангелия от Матфея, его вопросы звучали так: «Надобно спросить: каким образом Царство Небесное может быть взято силою? Потому что кто может делать насилие небу? И ещё надобно спросить: если Царство Небесное можно взять насилием, то почему это насилие началось со дней Иоанна Крестителя, а не прежде?» Сам святитель Григорий отвечает на эти вопросы через размышления о сути покаяние, он пишет, что когда человек переходит от греха к праведности, то есть «после виновности обращается к покаянию и получает Жизнь Вечную, тогда грешник становится на место как бы чужое». Конечный же вывод святителя Григория звучит так: «От дней Иоанна Крестителя Царство Небесное берётся силою, и сильные достигают его потому, что тот, кто проповедал грешникам покаяние, чему другому научил их, если не насилием брать Царство Небесное?»

Конечно, это далеко не единственное возможное понимание слов Спасителя. В качестве ещё одного примера толкования слов Христа можно привести одно из современных толкований, которое делает акцент на оригинальном греческом тексте Евангелия от Матфея, корректный перевод которого на русский звучит так: «Со дней Иоанна Крестителя по сей день Царство Небесное подвергается насилию, и насильники захватывают его». Получается, что здесь речь идёт о том, что весть о Царстве Небесном подвергается нападкам с самых разных сторон, во время земной жизни Спасителя это были Ирод Антипа, саддукеи, фарисеи, книжники, первосвященники, одним словом, все те, кто отчаянно не принимал Христову проповедь и мешал её распространению.

Но существует и ещё одно, довольно неожиданное, понимание слов Христа. Оно проистекает из анализа общественно-политической ситуации Палестины в первой половине первого века по Рождестве Христовом. В это время среди израильтян были те, кто полагал Царство Божие сугубо земной институцией, идеальным Израилем далёкого прошлого, который необходимо воспроизвести в настоящем, для такого воспроизведения нужно было использовать силу оружия, точно также, как она была использована Иисусом Навином во время завоевания Земли Обетованной. Несомненно, что среди слушателей Христа были и такие люди. Если следовать этому толкованию, то Спаситель обращался именно к этим людям. С одной стороны, Он говорил об использовании силы для достижения Царства Божия, с другой — Он упоминал при этом Иоанна Предтечу, человека в высшей степени кроткого, которого невозможно представить среди тех, кто готов сражаться с оружием в руках. Получается, что в словах Христа содержится обличение радикально настроенных израильтян, Господь указывал им на Иоанна и тем самым предлагал задуматься о пути не к иллюзорному, а к настоящем Царству Божию.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!