
Рим., 95 зач., VII, 14 — VIII, 2.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент Московской духовной академии, священник Стефан Домусчи. Кто из нас не бывал в ситуации внутреннего раздрая, когда мы совершали поступок, против которого восставало всё наше естество, который мы заранее осуждали и осознавали как неправильный и недолжный. Думаю, в той или иной степени этот опыт доступен каждому, ведь это опыт греха. Однако, вместе с ощущением бессилия перед грехом, христианам доступен опыт ещё более важный, о котором рассказывает апостол Павел в отрывке из 7 и 8 глав послания к Римлянам, читавшемся сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 7.
14 Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху.
15 Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю.
16 Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр,
17 а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех.
18 Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу.
19 Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю.
20 Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех.
21 Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое.
22 Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием;
23 но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих.
24 Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?
25 Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. Итак тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха.
Глава 8.
1 Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу,
2 потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти.
Обращаясь к текстам апостола Павла, мы обычно видим в нём человека, у которого не было проблем с самообладанием. Однажды, обращаясь к синедриону, он прямо сказал, что всю жизнь старался жить с чистой совестью. Да и вообще, если перед нами святой, разве у него могли быть немощи? И вот сегодняшний текст открывает нам неожиданную и очень важную страницу внутреннего мира апостола, ведь говорит он не о совершенстве, а о слабости, раскрывает опыт не силы, но бессилия. Причём изложен этот опыт так, что каждый чувствует, что рассказывается это всё про него.
Закон духовен, то есть предполагает, что руководящее начало во мне — это дух, который связан с Богом. Всё это прекрасно, но я-то оказываюсь плотян и буквально продан греху в рабство. Причём рабство очень специфическое. Когда апостол пишет: «я не понимаю, что делаю», — он не имеет в виду, что вообще не осознаёт своих действий, скорее, он не понимает, почему он их совершает. Обычно раб — это всё-таки сознательный человек, который исполняет волю господина из страха наказания. Он действует, но под давлением чужой воли, и, если бы ему было позволено, он не делал бы того, что делает. Рабство греху отличается тем, что человека никто не принуждает грешить, и ему кажется, что он свободен, хотя на самом деле внутренне может не соглашаться с тем, что делает. Нужно вслушаться и понять весь ужас положения падшего человека. Он не понимает, что происходит, совершает поступки, которые ненавидит. Причём речь, конечно, идёт не о каких-то ужасных людях, речь идёт обо всех, потому что таково действие греха в нас. Человек хочет добра, но не находит в себе сил его совершать. Ему нравится закон Божий, но в своих инстинктах, в том, чего требует от него плоть, он видит закон, который делает его пленником.
Какой же выход находит апостол?
Во-первых, человек должен перестать ассоциировать себя со грехом, перестать соглашаться с тем, что всё это делает он сам. Он действительно чувствует бессилие, действительно не может справиться с грехом, но не может, не значит не хочет.
Во-вторых же, в этом своём бессилии он обращается за помощью к Богу. Умирая для греха в крещении, он получает возможность быть свободным, потому что живёт теперь вместе со Христом.
22 апреля. О горении сердца

В 24-й главе Евангелия от Луки есть слова апостолов Луки и Клеопы о Христе: «Не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?».
О горении сердца при Богообщении — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Горение сердца у апостолов Луки и Клеопы во время их беседы с воскресшим Христом является действием Божьей благодати на учеников. Такое мы не раз встречаем в Священном Писании. Например, Евангелист Лука описывает, как Дева Мария после благовещенья пришла к своей родственнице Елисавете. Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее, и Елисавета исполнилась Святого Духа. Мы видим, что только одно приближение Христа, находившегося во чреве Богородицы, к Елисавете уже возымело благодатное действие на Иоанна Предтечу, который находился во чреве своей матери. И оба они исполнились Святого Духа. Благодаря Его действию почувствовали приближение Бога. Такое же состояние пережили Лука и Клеопа, когда говорили со Христом по дороге в Эммаус. Это же горение сердца испытывали многие подвижники, которые по сердечной чистоте чувствовали Божественную благодать. Христос сказал, «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит. Так бывает со всяким, рожденным от Духа». Будем же учиться смирению и стремиться к сердечной чистоте, которая открывает нам двери Бога общения.
Все выпуски программы Актуальная тема
22 апреля. О почитании икон Божьей Матери

Сегодня 22 апреля. Церковь чтит Иверскую икону Божией Матери.
О её чудотворных списках — священник Николай Дубинин.
История почитания Иверской иконы Божией Матери уникальна тем, что мы, собственно, имеем несколько чудотворных икон Иверских. Ну, мы знаем все историю главного образа еще с девятого века, который сейчас почивает на Афоне. Также была явлена в двадцатом веке Иверская Монреальская икона, известная особым мироточением, и эта икона стала неким образом символом православия за рубежом, если можно так сказать. И третья Иверская чудотворная икона вообще была куплена здесь, в Москве, в Софринском магазине церковном и отвезена на Гавайи. И сегодня она известна тем, что изобилует мироточением и чудотворением. Поэтому мы сегодня имеем Иверскую, афонскую чудотворную икону, Иверскую, Монреальскую и Иверскую на Гавайях. И это все наталкивает на такие размышления и выводы, что Господь не перестал чудотворить в этом мире. Некоторые люди говорят, что почему раньше были какие-то особые чудеса, а сегодня их нет. Нет, они есть, конечно есть. Конечно, еще заметно, что особую любовь к роду человеческому являет Божья Матерь через множество своих чудотворных икон и, конечно, тех чудес, которые от них проистекают.
Все выпуски программы Актуальная тема
22 апреля. О мужестве и готовности к страданиям за Христа мучеников древней Персии

Сегодня 22 апреля. День памяти Преподобномученика Вадима Персидского, жившего в четвертом веке.
О мужестве и готовности к страданиям за Христа мучеников древней Персии — священник Стахий Колотвин.
Когда мы вспоминаем о мучениках древности, прежде всего у нас возникает ассоциация с Древней Римской Империей. Однако надо не забывать, что на втором полюсе Древнего мира, античной эпохе, в Персидской державе было не меньше христиан. Более того, на момент исламского завоевания, по оценкам ученых, порядка трети населения исповедало христианство. И гонение там продолжалось значительно дольше. Там не было такого императора Константина, который положил конец гонениям. Они шли все с новой и с новой силой. А мы мало знаем о персидских мучениках, но вот один из них, священномученик Вадим Архимандрид Персидский, напоминает нам, что Персия древняя, это тоже центр учености, где люди стремились ко Христу, тоже не от того, что их была жизнь темной и непросвещённой. Архимандрид Вадим был родом из города Вифлопад, или иначе он еще назывался Гандишапур. А это древнейший университетский центр, который пережил гибель самостоятельной древнеперсидской цивилизации и даже продолжал свою плодотворную деятельность, как школа медицинская, философская и даже богословская, уже даже после арабско-мусульманского завоевания. И вот среди тех ученых людей, которые искали Бога, погружаясь в знания об окружающем мире, были и те, кто нашел Христа, и ради Христа был готов умереть, потому что высшее знание – это знание Царствия Небесного.
Все выпуски программы Актуальная тема