Рим., 84 зач., III, 19-26.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Появившись около двух тысяч лет назад, христианство произвело переворот в религиозном сознании людей. Сын Божий Иисус Христос показал людям принципиально иной путь отношений с Богом — путь, основанный не только и не столько на исполнении каких-то внешних действий, сколько на внутреннем преображении человека. Проповедь Спасителя была продолжена Его учениками-апостолами. Особенно ярко и проникновенно об отличительных чертах христианства в своих посланиях говорит апостол Павел. Отрывок одного из них, послания к христианам Рима, читается сегодня во время утреннего богослужения. Это чтение из третьей главы. Давайте его послушаем.
Глава 3.
19 Но мы знаем, что закон, если что говорит, говорит к состоящим под законом, так что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен пред Богом,
20 потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познаётся грех.
21 Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки,
22 правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия,
23 потому что все согрешили и лишены славы Божией,
24 получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе,
25 которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде,
26 во время долготерпения Божия, к показанию правды Его в настоящее время, да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса.
Послание к римлянам было написано апостолом Павлом около 58 года в городе Коринфе. Причиной написания стало затруднительное положение, в котором христиане столицы оказались из-за санкций императора Клавдия. Тот приказал изгнать из Рима всех евреев — христиан в том числе. В результате в местной христианской общине остались только бывшие язычники. Они после вынужденного ухода евреев-христиан начали поддаваться влиянию идолопоклонников. Апостол Павел, не имея возможности посетить Рим (ему в тот момент необходимо было прибыть в Иерусалим), направил в столицу послание, в котором предостерегал христиан от возвращения к прежней языческой жизни — в частности, от присущего язычеству поверхностного отношения к религиозной жизни.
Апостол акцентирует внимание римлян на том, что духовная жизнь не терпит автоматизма, меркантильного отношения, диалога с Богом в формате «ты мне — я тебе». Павел прямо говорит, что Христос искупил людей даром, что спасение не было людьми заслужено или вытребовано. Христос в Своей проповеди подчёркивал, что духовная жизнь не может сводиться исключительно к тщательному исполнению заповедей, но что благочестивые поступки должны быть следствием живой веры и искренней любви человека к Богу. Иудеи Палестины ко времени рождения Спасителя имели насчёт духовной жизни иное мнение, основанное на убеждении в наличии договора между Богом и потомками Авраама.
Многие иудеи были уверены, что в точности исполняя ветхозаветный закон, они обеспечат себе благополучное существование. Причём, что довольно симптоматично, соблюдение заповедей для них было чем-то самоценным, тем, что служило некоей платой Богу за дарованный им духовный и материальный комфорт. Иисус Христос прямо говорил о неверности подобного отношения к духовной жизни, убеждал современников-иудеев, что исполнение закона Моисея нужно не Богу, а самим людям. Соблюдая заповеди, они тем самым проявляют свою веру и одновременно укрепляют её.
Спаситель добровольно отдал всего Себя на служение человечеству. Согласно мысли апостола Павла, перед лицом жертвы Христа люди равны — поскольку все мы грешны, но подвиг Спасителя превосходит злодеяния человечества. К сожалению, не все стремятся быть со Христом. Но те, кто желает воспользоваться благими плодами Его жертвы, может посредством искренних веры и любви к Богу преобразить себя и подтвердить это внутреннее преображение добрыми поступками.
23 ноября. Об историческом гербе Москвы
Сегодня 23 ноября. В этот день в 1993 году Москве официально возвращён исторический герб, утверждённый в 1781 году.
О его истории, — протоиерей Василий Гелеван.
23 ноября. О неверном и развращённом человеческом роде
В 9-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «О, род неверный и развращённый! доколе буду с вами и буду терпеть вас?».
О неверном и развращённом человеческом роде, — священник Стефан Чайковский.
23 ноября. О Божьем Суде
В 5-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое».
О Божьем Суде, — священник Алексий Тимаков.