
Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
Рим., 86 зач., IV, 4-12.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Однажды известного богослова ХХ века Карла Барта попросили дать определение — что такое вера? Ответ прозвучал так. «Вера — это шаг в неизвестность». Надо сказать, что данная формулировка верно отражает суть богословия Нового Завета о том, как сочетаются в духовной жизни вера и поступки. Что из них является главным, а что второстепенным? О феномене веры и её сочетании с добродетелями рассуждает апостол Павел в послании к римлянам. Отрывок из четвёртой главы послания читается сегодня утром во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 4.
4 Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу.
5 А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность.
6 Так и Давид называет блаженным человека, которому Бог вменяет праведность независимо от дел:
7 Блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты.
8 Блажен человек, которому Господь не вменит греха.
9 Блаженство сие относится к обрезанию, или к необрезанию? Мы говорим, что Аврааму вера вменилась в праведность.
10 Когда вменилась? по обрезании или до обрезания? Не по обрезании, а до обрезания.
11 И знак обрезания он получил, как печать праведности через веру, которую имел в необрезании, так что он стал отцом всех верующих в необрезании, чтобы и им вменилась праведность,
12 и отцом обрезанных, не только принявших обрезание, но и ходящих по следам веры отца нашего Авраама, которую имел он в необрезании.
По какой причине в начале программы прозвучала ссылка на Карла Барта, принадлежавшего к протестантскому вероисповеданию? Ответ обусловлен двумя причинами. Первая — состоит в том, что Барт всячески интересовался Православием, и многие его взгляды близки восточному христианству. Вторая причина — это то, как мысль Барта, иллюстрирующая рассуждения апостола Павла о вере, фактически опровергает воззрения протестантов. Ведь те находят оправдание своему представлению о необязательности добрых дел для спасения именно в произведениях святого Павла.
Неужели апостол действительно призывает оставить исполнение добрых дел и удовлетвориться просто верой в существование Бога? Конечно же, нет. И в подтверждение мы можем найти рассуждение Павла о подвиге ветхозаветного патриарха Авраама. Ведь именно о нём апостол пишет — поверил Авраам, и это вменилось ему в праведность. Рассматривая жизнь патриарха древности, мы видим, что вера для него была теснейшим образом соединена с действием.
Когда Господь обратился к Аврааму и призвал его к служению, праотец не ограничился только убеждённостью в существовании истинного Бога. Он, во-первых, отверг всех прежних божеств, а во-вторых, устремился в длительное путешествие вместе со всем семейством — в Палестину. Страну для себя неведомую. Вот уж воистину шаг в неизвестность. Но Авраам, доверяя Богу, этот шаг осуществляет.
Уже находясь в Палестине, ветхозаветный патриарх принимает обрезание — в традиции древнего Израиля знак посвящения себя Богу. Но физическому исполнению обряда предшествовало так называемое «обрезание сердца» — внутренняя готовность искренне служить Господу, исполнять Его волю. Проявлением духовного обрезания оказалось, например, жертвоприношение Исаака — Авраам готов был принести любимого сына в жертву потому, что так требовал Бог. В последний момент ангел остановил патриарха, но тот уже совершил жертвоприношение в сердце своём.
Возвращаясь к теме соотношения веры и добрых дел, нужно отметить, что они должны находиться в единстве друг с другом. Или как о том говорит важный вероучительный текст XVIII века «Окружное послание восточных патриархов»: «Мы веруем, что человек оправдывается не просто одною верою, но верою, споспешествуемой любовью, т.е. через веру и дела». Иными словами вера без дел превращается в пустышку. Дела без веры оказываются средством магической манипуляции. Будем же следовать золотому зрелому пути, делая так, чтобы наши вера и добродетели являлись выражением и средством укрепления любви к Богу.
Послание к Галатам святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Гал., 204 зач., II, 21 - III, 7.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Простите, если сразу введу в смущение — но придётся потерпеть. Хорошо ли вы понимаете, чем «дурак» отличается от ... «дурня?» Эту разницу нам поможет понять отрывок из 2-й и 3-й глав послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах во время литургии. Давайте его послушаем.
Глава 2.
21 Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер.
Глава 3.
1 О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?
2 Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?
3 Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?
4 Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!
5 Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере?
6 Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность.
7 Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.
Апостол Павел обращается с посланием к Галатам в связи с тем, что вскоре после его отъезда из Галатии — а это область в центральной Анатолии, территории нынешней Турции — как они быстро капитулировали перед иудействующими проповедниками, которые утверждали прямо противоположное Павлу: верить во Христа недостаточно, необходимо также обрезание и вообще соблюдение иудейских религиозных предписаний. Неудивительно, что, узнав об этом, апостола охватывает искреннее возмущение — не потому, что ходят всякие еретики, а именно потому, что галаты очень быстро и легко переметнулись на противоположную сторону.
Вот мы и подошли к слову, с которого начали сегодняшний комментарий — в греческом это слово звучит так: «ὦ ἀνόητοι Γαλάται τίς ὑμᾶς ἐβάσκανεν οἷς κατ᾿ ὀφθαλμοὺς Ἰησοῦς Χριστὸς προεγράφη ἐσταυρωμένος (Γαλ.3:1)» Здесь каждое слово заслуживает тщательного разбора. ἀνόητοι — утратившие разумение, или «съехавшие с катушек», «объюродившие» — но в контексте самой тональности послания это кажущееся оскорбительным слово всё же звучит иначе, не как оскорбительное «ну и дурак же ты!» — а как «ну ты и дурень!» Чувствуете разницу?
Дальше — ещё интереснее. Великолепная игра слов и смыслов. Русский перевод эту игру не передаёт: «кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?». «Прельстил» — глагол βασκαίνω — околдовывать, «сглазить», обольщать. Причём именно «сглаз» — наиболее точно передаёт смысл. Что? Апостол допускает возможность сглаза? Одним словом, полное фиаско. Но — не будем торопиться.
Сглаз или очарование — одно из наиболее понятных для простых людей представление о силе магического воздействия, волшебном мороке, в который может погрузить другого человека колдун своими действиями. Сегодня бы мы сказали, это нахождение в состоянии изменённого сознания, когда сам человек уже не вполне как бы понимает, что он делает: он сбит с толку, эмоционально перегружен, интеллектуально запутан, и его «внутренний процессор» перегревается и хочет только одного — остыть. Чтобы человек не вышел из этого состояния, необходимо как бы «подвесить перед глазами» какую-то очень заманчивую, маячащую идею, или образ, или мечту — устремляясь к которой человек и не сможет выйти из этого морока.
И смотрите, что дальше говорит апостол. «Кто же, и главное — чем — вас смогли так заморочить, когда перед вами — явный, выразительный, пронзительный образ Распятого Спасителя? Настолько живо воспринятый вами — что словно бы и распят он был прямо здесь?» Как можно было оторвать взор своей души от Него — и увлечься... чем? Замшелой ветхозаветной казуистикой, совершенно чуждой и даже противной вам самим? Ну, ребята, вы и дурни!.. совсем не туда смотрите!
Вот к какому выводу подталкивает нас весь этот эпизод: иметь в своём внутреннем мире определённые «якоря», зацепки, которые были бы достаточно сильно эмоционально окрашены, чтобы, когда нас начинает бросать из стороны в сторону, мы могли бы за них крепко ухватиться, особенно если нас кто-то пытается сбить с толку!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Жизнь как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о жизни, как удивительном даре от Бога и как достойно распорядиться этим даром.
Этой программой мы открываем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Все выпуски программы Светлый вечер
«Союз русских женщин». Каролина Коваль, Анна Садриева

У нас в студии были президент фонда Императора Николая II Анна Садриева и историк, председатель Союза русских женщин Каролина Коваль.
Разговор шел об основанном императрицей Александрой Фёдоровной Союзе русских женщин, как эта организация занималась благотворительностью и содействием развитию ремёсел и как сегодня возрождаются эти традиции.
Все выпуски программы Светлый вечер