Послание к Римлянам святого апостола Павла - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Послание к Римлянам святого апостола Павла

* Поделиться
Апостол Павел

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)

Рим., 83 зач., II, 28 — III, 18.

Комментирует священник Антоний Борисов.

В Символе веры — древнем исповедании веры — Церковь, среди прочего, называется святой. Однако даже беглого взгляда на прошлое и настоящее Церкви достаточно, чтобы заметить грехи и нравственные проступки отдельных представителей церковного сообщества. Можно ли говорить о святости Церкви в таком случае? Не ставит ли греховность некоторых православных христиан эту святость под сомнение? О данной теме рассуждает в послании к римлянам апостол Павел. Отрывок из второй и третьей глав послания читается сегодня утром во время богослужения. Давайте его послушаем.

Глава 2.

28 Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти;

29 но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога.

Глава 3.

1 Итак, какое преимущество быть Иудеем, или какая польза от обрезания?

Великое преимущество во всех отношениях, а наипаче в том, что им вверено слово Божие.

3 Ибо что же? если некоторые и неверны были, неверность их уничтожит ли верность Божию?

Никак. Бог верен, а всякий человек лжив, как написано: Ты праведен в словах Твоих и победишь в суде Твоем.

5 Если же наша неправда открывает правду Божию, то что скажем? не будет ли Бог несправедлив, когда изъявляет гнев? (говорю по человеческому рассуждению).

6 Никак. Ибо иначе как Богу судить мир?

7 Ибо, если верность Божия возвышается моею неверностью к славе Божией, за что еще меня же судить, как грешника?

И не делать ли нам зло, чтобы вышло добро, как некоторые злословят нас и говорят, будто мы так учим? Праведен суд на таковых.

9 Итак, что же? имеем ли мы преимущество? Нисколько. Ибо мы уже доказали, что как Иудеи, так и Еллины, все под грехом,

10 как написано: нет праведного ни одного;

11 нет разумевающего; никто не ищет Бога;

12 все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного.

13 Гортань их — открытый гроб; языком своим обманывают; яд аспидов на губах их.

14 Уста их полны злословия и горечи.

15 Ноги их быстры на пролитие крови;

16 разрушение и пагуба на путях их;

17 они не знают пути мира.

18 Нет страха Божия перед глазами их.

Апостол Павел начинает свои рассуждения с отсылки к ветхозаветной иудейской традиции. Святой призывает своих читателей ответить — гарантирует ли обрезание (как религиозное действо) праведность того человека, над которым обрезание совершено? Совершенно точно — нет. Более того, апостол признаёт, что далеко не для всех обрезанных закон Моисея имел значение. И наряду с физической стороной обряда, безусловно, требуется и духовные изменения внутри — так называемое «обрезание сердца». В данном случае речь идёт о стремлении человека жертвенно служить Господу — отказаться от каких-то приятных, дорогих для него вещей и действий ради любви к Богу.

Но ставило ли неисполнение закона Моисея обрезанными значение данного закона под сомнение? Вовсе нет. Ведь источником ветхозаветного законодательства является Сам Бог. И если человек часто по немощи отступает от верности Господу и религиозных принципов в целом, то Господь никогда так не поступает. Его заповеди даны однажды и действуют всегда. Наступившая эпоха Нового Завета не упраздняет десять заповедей, но наполняет их более глубоким смыслом.

Логика, представленная апостолом Павлом в отношении ветхозаветной религии, имеет отношение и к христианской Церкви. Что скрывать. На протяжении двух тысяч лет существования христианства имели место многочисленные преступления, отпадения, проявления порочности, трусости, гордыни. Ещё в четвертом веке святитель Василий Великий писал о Церкви, что «всё болит и нет никакой надежды». Но наряду с этими печальными вещами проявляли себя диаметрально противоположные стремления. За те же две тысячи лет Церковь явила миру множество примеров верности Богу, служения милосердия, храбрости, честности, стойкости.

Что означает подобное сосуществование в церковной жизни святости и греха, веры и неверия? Только одно. Что Господь, послав через Сына Своего благодать миру, не упразднил человеческую свободу. Бог не принуждает нас выбрать Его сторону. Зовёт — да, просит — да. Но не заставляет. И не забирает назад Свои благодатные дары. Мы же оказываемся перед выбором, как ими распорядиться. И одно дело, если человек не знает Христа, не принадлежит к Церкви. Спрос будет меньше. Совсем другое — если он крещён и является частью церковного сообщества. Ответственность в данном случае увеличивается в разы. Библия учит нас судить только самих себя. Потому давайте в собственной жизни будем верны Господу и Его заповедям, чтобы в нас и через нас благодать Божия жила и не иссякала. Остальное же оставим на усмотрение Господне, помня, что Церковь свята потому, что свят Христос — Её глава. И мы не можем ни уменьшить, ни тем более упразднить данной святости, но призваны стать её частью.

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем