Рим., 83 зач., II, 28 — III, 18.
Комментирует священник Антоний Борисов.
В Символе веры — древнем исповедании веры — Церковь, среди прочего, называется святой. Однако даже беглого взгляда на прошлое и настоящее Церкви достаточно, чтобы заметить грехи и нравственные проступки отдельных представителей церковного сообщества. Можно ли говорить о святости Церкви в таком случае? Не ставит ли греховность некоторых православных христиан эту святость под сомнение? О данной теме рассуждает в послании к римлянам апостол Павел. Отрывок из второй и третьей глав послания читается сегодня утром во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
28 Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти;
29 но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога.
Глава 3.
1 Итак, какое преимущество быть Иудеем, или какая польза от обрезания?
2 Великое преимущество во всех отношениях, а наипаче в том, что им вверено слово Божие.
3 Ибо что же? если некоторые и неверны были, неверность их уничтожит ли верность Божию?
4 Никак. Бог верен, а всякий человек лжив, как написано: Ты праведен в словах Твоих и победишь в суде Твоем.
5 Если же наша неправда открывает правду Божию, то что скажем? не будет ли Бог несправедлив, когда изъявляет гнев? (говорю по человеческому рассуждению).
6 Никак. Ибо иначе как Богу судить мир?
7 Ибо, если верность Божия возвышается моею неверностью к славе Божией, за что еще меня же судить, как грешника?
8 И не делать ли нам зло, чтобы вышло добро, как некоторые злословят нас и говорят, будто мы так учим? Праведен суд на таковых.
9 Итак, что же? имеем ли мы преимущество? Нисколько. Ибо мы уже доказали, что как Иудеи, так и Еллины, все под грехом,
10 как написано: нет праведного ни одного;
11 нет разумевающего; никто не ищет Бога;
12 все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного.
13 Гортань их — открытый гроб; языком своим обманывают; яд аспидов на губах их.
14 Уста их полны злословия и горечи.
15 Ноги их быстры на пролитие крови;
16 разрушение и пагуба на путях их;
17 они не знают пути мира.
18 Нет страха Божия перед глазами их.
Апостол Павел начинает свои рассуждения с отсылки к ветхозаветной иудейской традиции. Святой призывает своих читателей ответить — гарантирует ли обрезание (как религиозное действо) праведность того человека, над которым обрезание совершено? Совершенно точно — нет. Более того, апостол признаёт, что далеко не для всех обрезанных закон Моисея имел значение. И наряду с физической стороной обряда, безусловно, требуется и духовные изменения внутри — так называемое «обрезание сердца». В данном случае речь идёт о стремлении человека жертвенно служить Господу — отказаться от каких-то приятных, дорогих для него вещей и действий ради любви к Богу.
Но ставило ли неисполнение закона Моисея обрезанными значение данного закона под сомнение? Вовсе нет. Ведь источником ветхозаветного законодательства является Сам Бог. И если человек часто по немощи отступает от верности Господу и религиозных принципов в целом, то Господь никогда так не поступает. Его заповеди даны однажды и действуют всегда. Наступившая эпоха Нового Завета не упраздняет десять заповедей, но наполняет их более глубоким смыслом.
Логика, представленная апостолом Павлом в отношении ветхозаветной религии, имеет отношение и к христианской Церкви. Что скрывать. На протяжении двух тысяч лет существования христианства имели место многочисленные преступления, отпадения, проявления порочности, трусости, гордыни. Ещё в четвертом веке святитель Василий Великий писал о Церкви, что «всё болит и нет никакой надежды». Но наряду с этими печальными вещами проявляли себя диаметрально противоположные стремления. За те же две тысячи лет Церковь явила миру множество примеров верности Богу, служения милосердия, храбрости, честности, стойкости.
Что означает подобное сосуществование в церковной жизни святости и греха, веры и неверия? Только одно. Что Господь, послав через Сына Своего благодать миру, не упразднил человеческую свободу. Бог не принуждает нас выбрать Его сторону. Зовёт — да, просит — да. Но не заставляет. И не забирает назад Свои благодатные дары. Мы же оказываемся перед выбором, как ими распорядиться. И одно дело, если человек не знает Христа, не принадлежит к Церкви. Спрос будет меньше. Совсем другое — если он крещён и является частью церковного сообщества. Ответственность в данном случае увеличивается в разы. Библия учит нас судить только самих себя. Потому давайте в собственной жизни будем верны Господу и Его заповедям, чтобы в нас и через нас благодать Божия жила и не иссякала. Остальное же оставим на усмотрение Господне, помня, что Церковь свята потому, что свят Христос — Её глава. И мы не можем ни уменьшить, ни тем более упразднить данной святости, но призваны стать её частью.
Николо-Угрешский монастырь. История обители
Николо-Угрешский монастырь расположен неподалеку от Москвы в городе Дзержинске. Место это связано с чудесным событием и великой победой. На пути на Куликово Поле святому благоверному Великому Князю Дмитрию Донскому явилась икона Святителя Николая Чудотворца, стоящая на древе.
Монастырь был основан Князем Дмитрием после возвращения с поля битвы, и из века в век он почитался русскими Государями. Здесь был возведен Никольский Собор, а в XIX веке был создан архитектурный ансамбль, о котором можно сказать, что это была настоящая Лавра. Строителем монастыря являлся Игумен обители, прославленный в наши дни в лике святых, преподобный Пимен Угрешский. Рака с мощами святого встретит вас в величественном Спасо-Преображенском Соборе, возрожденном в наши дни в несказанной красоте, а в Успенском храме вы попадете в предел, где находится множество частиц мощей святых угодников Божиих, собранных в этом месте со всего мира. Есть здесь и часовня над местом, где явилась чудотворная икона Святителя Николая Архиепископа Мирликийского, и воссозданный Никольский Собор, где вы увидите потрясающей красоты фрески.
Возрождением монастыря мы обязаны братии обители, во главе с, почившим в 2023-году, митрополитом Оренбургским и Саракташским Вениамином Зарицким, похороненным в нижнем пределе Никольского Собора, освященном в честь Собора Угрешских святых.
Фотографии предоставлены Николо-Угрешским монастырем.
Все выпуски программы Места и люди
«За все грехи человеческие каюсь перед Тобой»
За все грехи человеческие каюсь перед Тобой, Господи Многомилостивый.
Посмотри, семя всех грехов в крови моей! Усердием своим и милостью Твоею, сна не ведая, искореняю злое семя сие. Чтобы не плевелы, а пшеницу приносила нива Господня.
Каюсь за всех обременённых, изнемогающих под тяжестью бремени своего и не умеющих принести заботы свои Тебе. Немощному человеку и малое бремя невыносимо, для Тебя же горы бед, словно комок снега, брошенный в печку раскалённую.
Каюсь за всех болящих, ибо болезнь — плод греха. Из души, очищенной покаянием, вместе с грехом и болезнь исчезает, и Ты в неё вселяешься, Здоровье Вечное.
Каюсь за всех неверующих, которые, от неверия своего, обременяющих себя и ближних болезнями и заботами.
За всех хулящих Тебя каюсь, не знают они, что хулят Хозяина, что питает и одевает их.
Каюсь за всех человекоубийц, отнимающих чужие жизни ради сохранения своей. Прости им Многомилостивый, ибо не ведают, что творят. Не ведают они, что одна жизнь и один человек во вселенной. Вот и режут они половину сердца, чтобы другую сохранить. Ах, как мертвы те, кто отрезает полсердца для себя.
За клятвопреступников каюсь, ибо они суть самоубийцы.
За всех грабящих братьев своих и собирающих богатство бесполезное, плачу и воздыхаю, ибо похоронили они душу свою и не имеют с чем предстать пред лице Божие.
Всех гордых и надменных оплакиваю, ибо перед Тобою они — нищие с пустой сумою.
Плачу и воздыхаю за всех пьяниц и чревоугодников, ибо стали рабами рабов своих.
Каюсь за всех прелюбодеев, ибо предали они доверие Духа Святого, их избравшего для создания жизни. Они же, служение жизни обратили в разрушение её.
За всех многоглаголющих каюсь, Господи, ибо дар Твой — дар слова, превратили они в песок, ничего не стоящий.
За всех разрушителей очагов и мира ближних своих каюсь и воздыхаю, ибо проклятие навлекают на себя и народ свой.
За все уста лживые, за все глаза солгавшие, за все сердца гневливые, за все утробы ненасытные, за все умы злонамеренные, за всякую волю злую, за все помыслы недобрые, за все воспоминания лютые — каюсь, плачу и воздыхаю.
За всю историю рода человеческого от Адама и до меня грешного каюсь, ибо вся история — в крови моей. Ибо я в Адаме и Адам во мне.
За всех великих и малых, что не трепещут перед величием Твоим, плачу и вопию: «Владыко Многомилостивый, помилуй и спаси мя».
«Избави мя, Господи, от всех воспоминаний»
Избави мя, Господи, от всех воспоминаний, от всех, кроме одного. Ибо от воспоминаний делаюсь старым и немощным. Воспоминания убивают моё сегодня. Они душат мой день сегодняшний днём прошедшим и ослабляют надежду мою на будущее, легионы воспоминаний шепчут мне на ухо — будет только то, что было.
А я не хочу, чтобы было только то, что уже было. Я не хочу и Ты, Господи, не хочешь, чтобы будущее было повторением прошлого. Пусть будет небывалое, будет то, чего свет не видел ещё. Слишком драгоценно солнце, чтобы освещать бесконечные повторения.
Проторённые дороги соблазняют путника. Долго земное ходило по земле. Наскучили земле ходоки, из колена в колено, во все времена одни и те же.
Избави мя, Господи, от всех воспоминаний, от всех, кроме одного.
Воспоминание единственное сохрани и освежи во мне. Сохрани и освежи в сердце моём воспоминание о той славе, в которой я ходил, когда был с Тобой и в Тебе, прежде времени и обмана его.
Когда и я был гармонично троичен во святом единстве, подобно Тебе в вечности.
Когда и моя душа была в согласии с разумом и Жизнью.
Когда и моя душа была девственной утробой, разум мой — девственной мудростью, а жизнь — духовной силой и святостью.
Когда и я был свет, и не было тьмы во мне.
Когда и я был блаженство и мир, и не было во мне муки сомнений.
Когда я знал Тебя, как и Ты знаешь меня, и не был смешан с тьмою.
Когда и я не имел ни границ, ни ближнего, ни деления на «я» и «Ты».
Сие воспоминание не отнимай у меня, обнови его, Родителе мой.
Хотя открывает оно пропасть, по дну которой я влачусь, уничижённый и униженный.
Хотя и разлучает меня оно с друзьями и радостями земными, и сметает все преграды между Вчера, Сегодня и Завтра.
Хотя отчуждает меня от самого себя и делает безумцем в очах спутников моих.
Воистину, не мило мне ни с кем, кроме Тебя, не мило ни одно воспоминание, кроме воспоминания о Тебе.
Милостивый Родитель мой, избавь меня от всех воспоминаний, кроме одного.