«Пастырь, на которого были с надеждой обращены взоры всего народа», - так писал Чехов о святом праведном Иоанне Кронштадтском. Сам отец Иоанн все 53 года своего служения взывал к людям: «докажем, что чувство человеколюбия в нас ещё живуче и себялюбие не заело нас».
Иоанн Сергиев прибыл в Кронштадт по окончании семинарии и начал служение в Андреевском соборе. Во второй половине 19 века сюда – на остров Котлин - высылали так называемый асоциальный элемент. Нищих, больных, пьяных и просто ленивых в Кронштадте было великое множество. Отец Иоанн посещал этих людей. Покупал им лекарства, отдавал одежду, а домой возвращался без пальто и сапог. Все свои деньги делил между нищими. Дошло до того, что начальство распорядилось выдавать жалованье отца Иоанна не ему, а его жене.
Частная благотворительность – дело хорошее. Но священник решил, что её пора расширять, и пора привлекать к помощи ближним богатых людей. Отец Иоанн задумал открыть Дом Трудолюбия. В нём бедные и нищие смогут заработать себе еду, получат ночлег и немного денег. Отец Иоанн был уверен: только труд поможет отверженным снова вернуться в общество.
Священник опубликовал в газете воззвание, в котором просил жителей Кронштадта помочь нищим: создать для них жильё, рабочий дом и ремесленное училище. Ради этой цели батюшка призывал горожан организовывать попечительства и братства при церковных приходах. «Не пугайтесь громадности предпринимаемого дела, доброму делу поможет Бог, а где Бог, там скоро явится всё как бы из ничего», - писал отец Иоанн.
Жители Кронштадта охотно жертвовали на благое дело. И всё же с момента воззвания до начала строительства прошло 9 лет. Зато здание первого в России «Дома Трудолюбия» было построено всего за год. Среди прекрасно оборудованных мастерских были: белошвейная, сапожная, модного платья для дам. В мужских и женских мастерских работало до ста человек. Их изделия быстро разлетались по базарам и лавкам.
В Доме Трудолюбия имелась огромная народная столовая с недорогими, а по праздникам и бесплатными обедами, а также ночлежный приют. То, что под одной крышей объединили мастерские, столовую и приют, было для России новшеством. Дело отца Иоанна развивалось. В Доме Трудолюбия открылись бесплатная лечебница, читальня, начальное училище, воскресная школа для взрослых, приют для детей и ясли. А за городом были устроены огороды, на которых подопечные батюшки выращивали овощи.
Спустя восемь лет у Дома Трудолюбия появилась своя церковь во имя святого Александра Невского. Главный вклад в её строительство – пять тысяч рублей - внёс сам отец Иоанн.
В Кронштадт к батюшке за помощью и советом приезжали тысячи паломников. Размещать их было негде. И во дворе Дома Трудолюбия отец Иоанн построил здание в четыре этажа. Странноприимница – так назывался этот дом. МестА в нём по больше части были бесплатными.
Дом Трудолюбия со временем превратился в целый городок. Здесь, как в муравейнике кипела жизнь. Каждый занимался своим делом. И поток благотворительной помощи не иссякал. Отец Иоанн ежегодно вносил личный взнос - 60 тысяч рублей в пользу Дома.
Увы, за своё усердие отец Иоанн получал не только похвалы, но и упрёки. Его обвиняли в том, что он развёл нищих в Кронштадте. Священник не отвечал на выпады. Но действовал по правилу, которое формулировал так: «А если бы кто, будучи здоров, не захотел работать, то из города долой: Кронштадт не рассадник тунеядства».
Дом Трудолюбия стал первым центром, который одновременно занимался трудоустройством, учебно-воспитательной работой и благотворительностью. По примеру детища отца Иоанна в стране стали открываться другие подобные заведения. К 1917 году их насчитывалось больше сотни. Христианская идея всероссийского батюшки Иоанна Кронштадтского была поддержана. И для него это было лучшей наградой.
Псалом 89. Богослужебные чтения

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В какой-то момент люди решили, что «человек звучит гордо». Да, сама эта фраза появилась чуть более ста лет назад, однако она стала выражением того процесса, который начался задолго до появления на свете её автора — Максима Горького. Звучащий гордо человек — это манифест гуманизма, предполагающего, что, как сказал древнегреческий философ Протагор, человек — это мера всех вещей. Библия не согласна ни с Протагором, ни с Горьким. У Библии свой взгляд, и он выражен, к примеру, в звучащем сегодня в православных храмах во время богослужения 89-м псалме. Давайте его послушаем.
Псалом 89.
1 Молитва Моисея, человека Божия.
2 Господи! Ты нам прибежище в род и род.
3 Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты — Бог.
4 Ты возвращаешь человека в тление и говоришь:
«возвратитесь, сыны человеческие!»
5 Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошёл, и как стража в ночи.
6 Ты как наводнением уносишь их; они — как сон, как трава, которая утром вырастает, утром цветёт и зеленеет, вечером подсекается и засыхает;
7 ибо мы исчезаем от гнева Твоего и от ярости Твоей мы в смятении.
8 Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего.
9 Все дни наши прошли во гневе Твоём; мы теряем лета наши, как звук.
10 Дней лет наших — семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет; и самая лучшая пора их — труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим.
11 Кто знает силу гнева Твоего, и ярость Твою по мере страха Твоего?
12 Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое.
13 Обратись, Господи! Доколе? Умилосердись над рабами Твоими.
14 Рано насыти нас милостью Твоею, и мы будем радоваться и веселиться во все дни наши.
15 Возвесели нас за дни, в которые Ты поражал нас, за лета, в которые мы видели бедствие.
16 Да явится на рабах Твоих дело Твоё и на сынах их слава Твоя;
17 и да будет благоволение Господа Бога нашего на нас, и в деле рук наших споспешествуй нам, в деле рук наших споспешествуй.
Только что прозвучавший псалом имеет надписание, говорящее, что его автором был не кто иной, как Моисей. Конечно, в авторстве Моисея можно было бы усомниться хотя бы по той причине, что в псалме сказано о продолжительности жизни человека в «семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет», тогда как сам Моисей прожил значительно дольше. Однако мы не знаем, в какой период своей жизни Моисей мог составить этот псалом, да и сама его жизнь была настолько исключительной, что о ней не стоит говорить как о среднестатистической, тогда как именно о таком человеке говорит псалом.
В псалме совершенно ясно и недвусмысленно выражена идея абсолютного превосходства Бога: Бог всегда, везде и над всеми, человек же обретает свою ценность лишь во взаимоотношениях с Богом, без Бога же человек — лишь прах, который на небольшое время появляется из небытия и снова в него возвращается.
Означает ли такое положение дел, что человек должен ходить с поникшим лицом, ощущая себя под гнётом всемогущей непредсказуемой силы? Или, может, оно означает, что человеку необходимо стремиться освободиться от подавляющего его Бога?
Вполне естественно, что псалом на оба эти вопроса отвечает резко отрицательно, псалом предлагает поступать иначе: войти во общение с Богом и не пытаться себя Ему противопоставлять. Собственно, именно общением является и сам псалом, ведь он обращается не к человеку, а к Богу, и начинается с утверждения, что Бог для любящих и чтущих Его людей — «прибежище в род и род». Если так относиться к Богу, если жить с молитвой и благоговением, то исчезнет само стремление каким-то образом показывать свою отделённость от Бога, и вместо этого придёт понимание, что полнота нашей жизни — в Боге, а не в мнимом удалении от Него.
Псалом 89. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 89. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 89. На струнах Псалтири
1 Молитва Моисея, человека Божия.
2 Господи! Ты нам прибежище в род и род.
3 Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты - Бог.
4 Ты возвращаешь человека в тление и говоришь: "возвратитесь, сыны человеческие!"
5 Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел, и как стража в ночи.
6 Ты как наводнением уносишь их; они - как сон, как трава, которая утром вырастает, утром цветет и зеленеет, вечером подсекается и засыхает;
7 ибо мы исчезаем от гнева Твоего и от ярости Твоей мы в смятении.
8 Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего.
9 Все дни наши прошли во гневе Твоем; мы теряем лета наши, как звук.
10 Дней лет наших - семьдесят лет, а при большей крепости - восемьдесят лет; и самая лучшая пора их - труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим.
11 Кто знает силу гнева Твоего, и ярость Твою по мере страха Твоего?
12 Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое.
13 Обратись, Господи! Доколе? Умилосердись над рабами Твоими.
14 Рано насыти нас милостью Твоею, и мы будем радоваться и веселиться во все дни наши.
15 Возвесели нас за дни, в которые Ты поражал нас, за лета, в которые мы видели бедствие.
16 Да явится на рабах Твоих дело Твое и на сынах их слава Твоя;
17 и да будет благоволение Господа Бога нашего на нас, и в деле рук наших споспешествуй нам, в деле рук наших споспешествуй.
2 июля. О подвиге Мученика Зосимы Аполлониадского

Сегодня 2 июля. День памяти Мученика Зосимы Аполлониадского, пострадавшего за Христа во втором веке.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Зосима происходил из города Аполлония во Фракии. В исторической области Анатолии, в Писидии, он служил в римской армии. Тогда на него составили донос по обвинению в исповедании христианства.
К тому времени язычники научились отличать христиан от иудеев. По римским законам последние считались древней религией, а христианство — новой, а потому недозволенной. Христиан преследовали, на них постоянно доносили, подвергали дознанию, пытали, убивали. Часто это происходило просто потому, что язычники хотели занять их место, особенно в армии.
Правитель по имени Домициан семь раз уговаривал святого принести жертву языческим божествам. Семь раз он получал отказ и каждый раз пытал и мучил святого так, что становилось очевидным: только сверхъестественная сила могла сохранять его живым.
В итоге Зосиму препроводили в город Каманы и, как римского гражданина, обезглавили. Имя святого впоследствии было внесено в древние месяцесловы на греческом, латинском и грузинском языках. Память его празднуется церковью 2 июля. Он пострадал за Христа при императоре Траяне.
Апостольский символ веры говорит о том, что святые пребывают в общении. Это общение с Богом, общение взаимное и ходатайство за верных. Так в жизнь церкви вошла практика призывать мучеников во время богослужения, зная, что их ходатайство в соединении с Евхаристией поистине всесильно.
Все выпуски программы Актуальная тема