«Пастырь, на которого были с надеждой обращены взоры всего народа», - так писал Чехов о святом праведном Иоанне Кронштадтском. Сам отец Иоанн все 53 года своего служения взывал к людям: «докажем, что чувство человеколюбия в нас ещё живуче и себялюбие не заело нас».
Иоанн Сергиев прибыл в Кронштадт по окончании семинарии и начал служение в Андреевском соборе. Во второй половине 19 века сюда – на остров Котлин - высылали так называемый асоциальный элемент. Нищих, больных, пьяных и просто ленивых в Кронштадте было великое множество. Отец Иоанн посещал этих людей. Покупал им лекарства, отдавал одежду, а домой возвращался без пальто и сапог. Все свои деньги делил между нищими. Дошло до того, что начальство распорядилось выдавать жалованье отца Иоанна не ему, а его жене.
Частная благотворительность – дело хорошее. Но священник решил, что её пора расширять, и пора привлекать к помощи ближним богатых людей. Отец Иоанн задумал открыть Дом Трудолюбия. В нём бедные и нищие смогут заработать себе еду, получат ночлег и немного денег. Отец Иоанн был уверен: только труд поможет отверженным снова вернуться в общество.
Священник опубликовал в газете воззвание, в котором просил жителей Кронштадта помочь нищим: создать для них жильё, рабочий дом и ремесленное училище. Ради этой цели батюшка призывал горожан организовывать попечительства и братства при церковных приходах. «Не пугайтесь громадности предпринимаемого дела, доброму делу поможет Бог, а где Бог, там скоро явится всё как бы из ничего», - писал отец Иоанн.
Жители Кронштадта охотно жертвовали на благое дело. И всё же с момента воззвания до начала строительства прошло 9 лет. Зато здание первого в России «Дома Трудолюбия» было построено всего за год. Среди прекрасно оборудованных мастерских были: белошвейная, сапожная, модного платья для дам. В мужских и женских мастерских работало до ста человек. Их изделия быстро разлетались по базарам и лавкам.
В Доме Трудолюбия имелась огромная народная столовая с недорогими, а по праздникам и бесплатными обедами, а также ночлежный приют. То, что под одной крышей объединили мастерские, столовую и приют, было для России новшеством. Дело отца Иоанна развивалось. В Доме Трудолюбия открылись бесплатная лечебница, читальня, начальное училище, воскресная школа для взрослых, приют для детей и ясли. А за городом были устроены огороды, на которых подопечные батюшки выращивали овощи.
Спустя восемь лет у Дома Трудолюбия появилась своя церковь во имя святого Александра Невского. Главный вклад в её строительство – пять тысяч рублей - внёс сам отец Иоанн.
В Кронштадт к батюшке за помощью и советом приезжали тысячи паломников. Размещать их было негде. И во дворе Дома Трудолюбия отец Иоанн построил здание в четыре этажа. Странноприимница – так назывался этот дом. МестА в нём по больше части были бесплатными.
Дом Трудолюбия со временем превратился в целый городок. Здесь, как в муравейнике кипела жизнь. Каждый занимался своим делом. И поток благотворительной помощи не иссякал. Отец Иоанн ежегодно вносил личный взнос - 60 тысяч рублей в пользу Дома.
Увы, за своё усердие отец Иоанн получал не только похвалы, но и упрёки. Его обвиняли в том, что он развёл нищих в Кронштадте. Священник не отвечал на выпады. Но действовал по правилу, которое формулировал так: «А если бы кто, будучи здоров, не захотел работать, то из города долой: Кронштадт не рассадник тунеядства».
Дом Трудолюбия стал первым центром, который одновременно занимался трудоустройством, учебно-воспитательной работой и благотворительностью. По примеру детища отца Иоанна в стране стали открываться другие подобные заведения. К 1917 году их насчитывалось больше сотни. Христианская идея всероссийского батюшки Иоанна Кронштадтского была поддержана. И для него это было лучшей наградой.
«Предательство». Наталия Инина
У нас в студии христианский психолог, психотерапевт, преподаватель факультета психологии МГУ им. МВ Ломоносова, РПУ св. Иоанна Богослова Наталья Инина.
Разговор шел о предательстве: почему оно возможно только по отношению к близким людям, в чем могут быть его духовные и психологические корни, а также что может помочь его пережить.
«Надо считать себя хуже всех. Хочется раздражиться, отомстить или другое что сделать — скорее смирись»
Прежде чем получить сан священника, праведный протоиерей Алексий Мечёв прошёл непростую жизненную школу. Он служил псаломщиком в московском храме на Знаменке. Ему приходилось топить печи, звонить, убираться в церкви и при этом часто получать незаслуженные выговоры от настоятеля. Юный Алексей Мечёв сносил всё с кротостью и благодарил Бога за уроки терпения. А своего настоятеля вспоминал с большой любовью. Став протоиереем и духовным наставником батюшка Алексий говорил своей пастве:
«Надо считать себя хуже всех. Хочется раздражиться, отомстить или другое что сделать — скорее смирись».
Все выпуски программы Слова Святых
- «Надо считать себя хуже всех. Хочется раздражиться, отомстить или другое что сделать — скорее смирись»
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Явление Мхцетского креста — один из древнейших праздников Грузинской Церкви
Грузия приняла христианство ещё в четвёртом веке. Значительно раньше Руси. Христианство на грузинской земле появилось благодаря миссии святой Нины, которая своей проповедью и чудесами убедила грузинского царя Мириама креститься самому и крестить свой народ.
Мириам был убеждённым язычником и долгое время не соглашался принять христианство. Более того, однажды он решил даже убить Нину и всех её единомышленников. Но получил вразумление от Бога — во время охоты в окрестностях города Мцхеты Мириама объяла сверхъестественная тьма. Спастись от нее он смог, только призвав имя Христа. Затем царь увидел на небе сияющий крест, который вознесся на вершину горы. Гора была недалеко от Мцхеты — на месте слияния двух рек Арагви и Куры. Впоследствии чудесный крест на вершине той же горы видели и остальные жители Мцхеты.
Царь Мириам вместе с семьей поспешил принять крещение. Таинство было совершено в речном потоке у подножия горы, на которой появился чудесный крест. В память о своем крещении, а также явлении креста Мириам распорядился поставить на вершине горы деревянный кипарисовый крест. Впоследствии вокруг креста поселились монахи, появилась обитель, которая так же, как и гора, стала именоваться Джвари — в переводе с грузинского «крест».
В поэме Лермонтова «Мцыри» есть такие строки: «Немного лет тому назад, Там, где сливаяся шумят, Обнявшись, будто две сестры, Струи Арагвы и Куры, Был монастырь». Поэт описывает то, самое место, связанное с крещением Мириама — гору и монастырь Джвари. Говорится о Джвари и в одноимённой повести Валерии Алфеевой.
В наши дни Грузинская Церковь считает день памяти явления Мцхетского креста великим праздником. Он отмечается в среду, после дня Святой Троицы. Центром празднования является главный храм Джварийского монастыря — Крестовоздвиженский собор.
Богослужение в нём совершает сам Патриарх-Католикос всей Грузии. Начало службы предваряет традиционный и ставший в наши дни многолюдным крестный ход, который начинается в Мцхете. Во главе шествия несут большое распятие, в него вставлены частички Креста Господня и креста святой Нины, с которым она путешествовала по грузинской земле и проповедовала Христа. По окончании богослужения грузины устраивают вокруг монастыря Джвари народное торжество, которое проходит весело, но без разгула. Во всяком случае, ни одного пьяного грузина я на церковных праздниках никогда не видел.
Все выпуски программы Вселенная православия