Евангелие от Матфея, Глава 4, стихи 25
Евангелие от Матфея, Глава 5, стихи 1-13
Каждая религия, которую бы мы ни взяли, предлагает своим последователям определённый кодекс моральных правил и принципов, которыми они должны руководствоваться на собственном жизненном пути. Предлагает ли нечто подобное Своим ученикам Христос? Тот отрывок из Евангелия от Матфея, который читается сегодня в православных храмах за богослужением, даёт ответ на этот вопрос.
Глава 4.
25 И следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана.
Глава 5.
1 Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его.
2 И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:
3 Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
4 Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
5 Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
6 Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
7 Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
8 Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
9 Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
10 Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
11 Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.
12 Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.
13 Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям.
Отрывок, который мы услышали, называют Заповеди блаженств. Их считают ядром нравственного учения Нового Завета. Иногда эти заповеди противопоставляют тем десяти принципам, которые некогда дал евреям Моисей на горе Синай. И, действительно, между этими двумя кодексами есть существенные отличия.
Заповеди Моисея — это тот минимум, который должен исполнять человек для того, чтобы сохранить свой человеческий облик и оставаться полноправным членом общества. Эта граница, за которую ни при каких условиях не стоит выходить, если ты не хочешь стать изгоем. Поэтому и сформулированы эти заповеди в виде императивов и запретов: не поклоняйся идолам, почитай день субботний, почитай родителей, не убивай, не кради, не прелюбодействуй, не лжесвидетельствуй и т.д. Если человек усвоил эту школу, можно говорить, что он заложил фундамент для нормальных отношений с Богом и своими ближними.
Христос не отменяет закон Моисея. Заповеди блаженств предлагают перспективу для дальнейшего духовного роста. При их помощи Господь указывает, в каком направлении человек может продолжить своё движение, если хочет стать ещё ближе к Творцу. Чтобы быть не только добропорядочным, но и блаженным, то есть наполненным светом Божественной благодати. Её действие на душу человека обладает такой силой, что блаженными Христос называет даже тех людей, которые находятся отнюдь не в радостных жизненных обстоятельствах.
Из этого можно извлечь ряд важных уроков. Высокая духовная жизнь всегда начинается с прописных истин. Хочешь стать святым, гражданином Царства Небесного, научись для начала быть гражданином своего земного отечества. Устрой свою жизнь по закону. Не пренебрегай общепринятыми нормами поведения. Однако при этом всегда нужно помнить, что само по себе соответствие разного рода кодексам правил никогда не наполнит нашу душу и не утолит наши духовные потребности. Поэтому Господь в конечном итоге призывает нас не к порядочности и не к законопослушности. Он призывает нас к блаженству, то есть к тому, чтобы каждый в свою меру обрёл в этой жизни сердечную полноту и вкусил радость Его Небесного Царства.