
1 Кор., 163 зач., XV, 47-57.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент Московской духовной академии, священник Стефан Домусчи. Часто можно услышать фразу «он тоже человек и ничто человеческое ему не чуждо». К сожалению, зачастую она говорится о слабостях, как будто слабости — это то, что отличает человека от остальных живых существ. Но правильно ли это? В отрывке из 15 главы 1 послания к Коринфянам апостола Павла, которое звучит сегодня в храмах за богослужением, апостол отвечает на этот вопрос. Давайте его послушаем.
Глава 15.
47 Первый человек — из земли, перстный; второй человек — Господь с неба.
48 Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные.
49 И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного.
50 Но то скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления.
51 Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся
52 вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся.
53 Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие.
54 Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою.
55 Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?
56 Жало же смерти — грех; а сила греха — закон.
57 Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!
Сегодняшнее чтение начинается с того, что апостол Павел показывает нам два образа человека — земной и небесный. Он, как наследник библейской традиции, прекрасно знает, что человек — часть и глава животного мира. Он сотворён последним и наделён образом Божиим, но в то же время обладает материальным телом, которое связывает его со всем живым.
Что характеризует все земное? Подчинённость законам мироздания. В неживой материи речь идёт о законах физики, в живой — об инстинктах. Если человек просто часть животного мира — он должен жить по инстинктам. Что он, впрочем, нередко и делает. Именно поэтому, когда мы говорим, что ничто человеческое нам не чуждо, мы обычно имеем в виду свои слабости: кто-то зависть, кто-то жестокость, кто-то агрессивность. Мы так и говорим — это наше земное естество. Почему апостол Павел и говорит, что первый человек — перстный, то есть земной. Нам может не нравиться наше падшее состояние, мы можем тяготиться им, но человек без Бога не имеет сил это в себе исправить, выстроив верную внутреннюю иерархию. Радость Евангелия как вести о Божией любви в том и заключается, что Бог становится человеком, но не тем, который рабствует земному, а тем, кто свободен от греха. И дальше у каждого человека есть возможность решить, каков он: перстный, земной или небесный. Если мы выбираем быть перстью и прахом, то и будем перстными. Если же выбираем Христа и соединяемся с Ним, обретаем Его свободу и через Него усыновляемся небесному Отцу.
Человек может сделать выбор в пользу земного. Однако земное может иметь успех только в этой временной жизни. Плоть и кровь, то есть тленное состояние человека и дела, которые ему соответствуют, Царства Божиего не наследуют.
Но тот же человек может выбрать небо и жить по Его законам. Правда, это не значит, что он изменится сразу. Выбирая сторону Божию, мы в первую очередь выбираем путь или вектор, который будет определять нашу жизнь. До конца измениться и отвергнуть тленное мы не сможем, но в том-то и дело, что эти изменения произойдут силой Божией. В большинстве людей в результате воскресения мёртвых, а в тех, кто будет жить во время второго пришествия, в результате преображения.
Некоторые верующие люди в борьбе с земными нуждами ведут себя так, как будто бы хотят победить в себе всё сами, и эта самонадеянность приводит их к унынию и печали. Они приходят к выводу, что ничего не могут в себе победить и их усилия лишены смысла. Но говоря о том, что тленное должно будет облечься в нетленное, апостол никак не говорит, что мы должны сделать это сами. Смерть и смертное в нас побеждается силой Божией, а не нами. Поэтому прилагая собственные усилия к борьбе с грехом, будем благодарить Бога, даровавшего нам победу Господом Иисусом Христом!
19 апреля. О личности и творчестве Александра Птушко

Сегодня 19 апреля. В этот день в 1900 году родился режиссер и художник-мультипликатор Александр Птушко.
О его личности и творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Кто из представителей старшего поколения не помнит шедевральных мультфильмов «Новый Гулливер», «Золотой ключик», «Каменный цветок», «Садко», «Илья Муромец», «Сказка о царе Салтане», «Руслан и Людмила»? Эти работы удостоены высших призов во всем мире, привлекали к советским мультипликаторам внимание высоких профессионалов. Уолт Дисней, как вспоминает дочь режиссера, прислал Птушко восторженное письмо: «Ради Бога, приезжайте! Я дам вам любую студию». А в ответ услышал: «Я русский человек, и никуда из России не уеду». Александр Лукич Птушко, как свидетельствуют современники, был всегда очень бодрым и радостным. Ему была присуща та особенная творческая веселость, которая столь разительным образом контрастирует с хандрой, пессимизмом, разочарованностью многих современных творческих людей. Эта энергия созидания радости свойственна и всем персонажам мультфильмов нашего замечательного автора. Он был действительно новатором. Привлекая десятки тысяч статистов, вошел даже в Книгу рекордов Гиннесса, настолько массовым было его искусство. Вместе со знаменитым сценаристом Роу он создал тот мир русской сказки, который до сих пор завораживает современного зрителя.
Все выпуски программы Актуальная тема
19 апреля. О церковной полиграфии

Сегодня 19 апреля. День российской полиграфии.
О церковной полиграфии — протоиерей Андрей Ефанов.
Полиграфия, то есть тиражирование типографским методом печатной продукции, началась на Руси в 1564 году с издания дьяконом Иваном Федоровым «Апостола». Книги, которые не только использованы за богослужением, но и в качестве учебника, по которому учились грамоте. Так духовные и образовательные программы были реализованы в одном издании. За 450 лет в России было издано неисчислимое количество разных книг, журналов, газет и прочей литературы. И если в советские годы религиозная литература почти не издавалась, то в остальное время ее доля в печатной продукции была достаточно значима и велика. Отдельно стоит вспомнить массовые тиражи бумажных икон, популярных как в XIX — начале XX века, так и в 90-е годы XX — начале XXI веков, позволившие иметь иконы почитаемых святых даже в небогатых семьях. Хочется верить, что и в современную цифровую эпоху полиграфия будет занимать свое значимое место в жизни людей и, как и раньше, помогать верующим в их религиозных потребностях.
Все выпуски программы Актуальная тема
19 апреля. О духовных размышлениях христианина в этот день

Сегодня 19 апреля. Великая суббота.
О духовных размышлениях христианина в этот день — протоиерей Константин Харитонов.
Великая Суббота. Да молчит всяка плоть человеча. Этот день особенный, когда мы должны погрузиться в некое духовное молчание и провести это время в глубокой молитве. Почему? Потому что Господь в этот день сошел в ад и из ада вывел всех тех, кто ждал его. Этот день — день покоя, как и переводится само слово «суббота». День покоя, который Господь почил во времена творения, и день покоя, который Господь почил после своей крестной смерти. Этот день, как говорят, даже птицы не вьют гнезда. Это тишина на всей земле. Хотя мы готовимся к самой Пасхе и уже чувствуем некую весеннюю и пасхальную радость, которая нас зовет к этому торжеству. Но на самом деле это время особо духовного размышления того, и как мы с вами тоже все придем к воскресению из мертвых. К каждому из нас Господь сходит в этот день, как в ад. Ибо мы в духовном смысле и находимся в аду через свои грехи, через свои падения. И мы должны в этот день особенно поразмышлять и подумать о том, как протянуть руку Господу, уверовав в Него, чтобы нас Господь вывел из ада и чтобы нас привел к вечному воскресению.
Все выпуски программы Актуальная тема