Деян., 39 зач., XVII, 1-15.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как наладить отношения с Богом? Достаточно просто креститься, посещать воскресные и праздничные богослужения, участвовать в Таинствах Церкви? Или же этого недостаточно и необходимо что-то ещё? Возможно, ответ на этот вопрос мы услышим в отрывке из 17 главы книги Деяний апостольских, который звучит сегодня в православных храмах. Давайте его послушаем.
Глава 17.
1 Пройдя через Амфиполь и Аполлонию, они пришли в Фессалонику, где была Иудейская синагога.
2 Павел, по своему обыкновению, вошел к ним и три субботы говорил с ними из Писаний,
3 открывая и доказывая им, что Христу надлежало пострадать и воскреснуть из мертвых и что Сей Христос есть Иисус, Которого я проповедую вам.
4 И некоторые из них уверовали и присоединились к Павлу и Силе, как из Еллинов, чтущих Бога, великое множество, так и из знатных женщин немало.
5 Но неуверовавшие Иудеи, возревновав и взяв с площади некоторых негодных людей, собрались толпою и возмущали город и, приступив к дому Иасона, домогались вывести их к народу.
6 Не найдя же их, повлекли Иасона и некоторых братьев к городским начальникам, крича, что эти всесветные возмутители пришли и сюда,
7 а Иасон принял их, и все они поступают против повелений кесаря, почитая другого царем, Иисуса.
8 И встревожили народ и городских начальников, слушавших это.
9 Но сии, получив удостоверение от Иасона и прочих, отпустили их.
10 Братия же немедленно ночью отправили Павла и Силу в Верию, куда они прибыв, пошли в синагогу Иудейскую.
11 Здешние были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так.
12 И многие из них уверовали, и из Еллинских почетных женщин и из мужчин немало.
13 Но когда Фессалоникские Иудеи узнали, что и в Верии проповедано Павлом слово Божие, то пришли и туда, возбуждая и возмущая народ.
14 Тогда братия тотчас отпустили Павла, как будто идущего к морю; а Сила и Тимофей остались там.
15 Сопровождавшие Павла проводили его до Афин и, получив приказание к Силе и Тимофею, чтобы они скорее пришли к нему, отправились.
Во время Христа и апостолов еврейский народ жил не только в Палестине. Диаспоры существовали во всех крупных городах Римской империи. Идя с проповедью Евангелия по миру, ученики Спасителя в первую очередь посещали еврейские общины. Они входили в субботний день в синагогу и рассказывали иудеям о том, что Мессия пришёл. После, при помощи Священного Писания, доказывали то, что Иисус из Назарета, Которого распяли на кресте, и есть обещанный Спаситель. Кому-то их аргументы казались убедительными. Кому-то нет. Кто-то относился к апостольской проповеди с доверием, кто-то равнодушно, кто-то с резким неприятием и агрессией. Только что прозвучавший отрывок как раз демонстрирует то, как по-разному евреи реагировали на Евангельскую весть.
Так жители Верии подошли к делу со всей серьёзностью. Как только что было сказано, «они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так». В результате многие уверовали. В Фессалониках всё было иначе. Там люди не проявили подобного усердия. Не было особого желания вникать и выяснять, правду говорят апостолы или нет. И, вообще, насколько их слова соответствуют священным текстам. А потому уверовавших было не так много. А те, кто не принял проповеди апостолов, начали ещё со злобой преследовать их.
Важный духовный закон демонстрирует нам этот эпизод из жизни раннехристианской Церкви. Если человек, которому мы пытаемся что-то объяснить, заваливает нас вопросами, то это не обязательно потому, что он настроен против нас. Зачастую это именно потому, что он со всей серьёзностью относится к нам и той информации, которую мы ему предлагаем. Нередко он хочет детально разобраться в предмете беседы. Разобраться, чтобы потом использовать это в своей жизни. Это взрослое, осознанное поведение. Точно так и в духовной жизни. В ней нельзя стоять на месте. Каждый день здесь важно проводить ревизию своего внутреннего состояния. А это означает уметь задавать вопросы самому себе, быть честным перед собой, окружающими, Богом, а также ежедневно спрашивать себя, каков смысл происходящих со мной событий. Полезно ли мне это для спасения или нет? Не стоит ли мне пересмотреть свою жизнь и изменить своё поведение? Таковы были жители Верии. Они не боялись в своём поиске истины подвергать сомнению собственный опыт. А потому в результате и обрели Христа. Жители Фессалоник не желали вникать в суть дела, потому что им было страшно нарушить привычный уклад вещей. Им не хотелось ничего менять, лишний раз напрягаться ни телом, ни умом. Не хотелось заниматься ревизией своей совести, своих взглядов и своей жизни. Они боялись задавать вопросы. Их устраивали те авторитеты, которые гарантировали им, что сегодня будет как вчера, а завтра как сегодня. А потому им легче было дискредитировать того человека, который побуждает их к переменам. Для этого можно навешать на него массу обидных ярлыков: смутьян, Фома неверующий, еретик. И на законных основаниях начать преследование. Так легче, чем вникать в суть вопроса, копать и что-то менять.
Постараемся не забывать об этой опасности. Бог не входит в нашу жизнь просто так. Он приходит к тем, кто Его упорно ищет. И к этому непрестанному поиску истины Спаситель прямо призывает нас словами Евангелия: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдёте; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят».
«Журнал от 22.11.2024». Алексей Соколов, Роман Торгашин
Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Кира Лаврентьева и Константин Мацан, а также Исполнительный директор журнала «Фома» Алексей Соколов и Директор Радио ВЕРА Роман Торгашин вынесли на обсуждение темы:
— Феномен группы «Битлз» и творчество Джона Леннона;
— Важность передачи традиционных и христианских ценностей молодым поколениям в России;
— Святыни Великого Новгорода;
— Рекомендации Синодальной комиссии по биоэтике по вопросам, связанным с причащением Св. Таин лицами, страдающими целиакией, псевдоцелиакией и глютеновой аллергией на пшеницу.
Ведущие: Константин Мацан, Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Журнал
Почему мы друг друга не понимаем
Побуду капитаном Очевидность и скажу, что несмотря на такой мощный инструмент общения, как язык, люди не всегда понимают друг друга. Более того — зачастую мы толкуем слова собеседника по-своему, бывает, что и в противоположную сторону. Так проявляется один из инструментов понимания — интерпретация.
С одной стороны, она может мешать общению, поскольку наше восприятие речи другого человека субъективно и зависит не только от интеллекта, но и от фантазии, эмпатии, настроения и так далее.
С другой стороны, этот навык часто помогает увидеть смыслы, которые не высказываются собеседником напрямую. Чтобы научиться правильно интерпретировать, а значит, лучше понимать друг друга, предлагаю освободиться от клише. Мы привыкли типизировать внешние проявления чувств и мыслей: нежность выглядит так, а задумчивость этак. На самом деле, это всего лишь наша так называемая таблица эмоций. Человек может просто волноваться, а внешне мы считываем раздражение. Собеседник задумался и молчит, а нам кажется, он скучает. Лучше не разгадывать, что подразумевал собеседник, а узнать это у него самого. Вам поможет простой вопрос: «Поясни, пожалуйста, я не совсем понял смысл».
Особенно важно правильно толковать слова собеседника в письменном общении. Зачастую мы готовы принять просьбу или предложение за приказ, легкую иронию — за обидный сарказм. Даже молчание собеседника в переписке можем принять за высокомерие. Именно поэтому в онлайн общении огромную роль играют смайлики — они помогают визуализировать послание, уточнить его смысл.
Так, например, фраза: «Ты опять проспал?» может выглядеть как претензия, а если поставить смайлик с улыбкой — это будет невинным вопросом.
Напоследок хочу привести слова одного священника: «Если не знаете точно, как интерпретировать — всегда додумывайте в лучшую сторону».
Я пробовала — это прекрасно способствует взаимопонимание.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
- Почему мы друг друга не понимаем
- «Намедни, зело и оный». Почему мы сегодня употребляем устаревшие слова
- Авторские неологизмы и как они влияют на язык
Все выпуски программы: Сила слова
«Намедни, зело и оный». Почему мы сегодня употребляем устаревшие слова
Мы привыкли, что использование устаревшей лексики — историзмов и архаизмов — удел писателей и этнографов. Однако это не так.
Я знаю нескольких людей, которые любят использовать устаревшие слова: «Проходите в горницу», «Попробуй квас — Зело вкусен!» Делается это, конечно, в шутку. Употребление такой лексики придает особую выразительность разговору, некую шутливость — и в то же время сохраняет преемственность поколений. Приятно прикоснуться к истории своего народа и языка.
Но возвращение устаревших слов, или деархаизация, происходит и в общественном поле. Вспомним, как в 90-е годы XX века вернулись такие слова, как Дума, Лицей, Губернатор, Кадет. В речевой обиход снова попали слова Господин, Сударыня.
Иногда современные поэты используют устаревшие слова, чтобы придать речи высокий стиль: «Сколь достойны хвалы и любви, март, простые деянья твои. Но мертвы моих слов соловьи, и теперь их сады — словари. — О, воспой, — умоляют уста снегопада, обрыва, куста...» — это строки поэтессы Беллы Ахмадулиной.
И конечно, важно сказать о лексике Библейских и богослужебных текстов. Даже в некоторых современных переводах на русский язык сохраняются архаизмы, например, «вечеря», «грядущий», «отче». Эти слова несут дополнительные смыслы, которые необходимы современному человеку. Они придают особую торжественность возвышенному общению с Богом.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова