Евангелие от Иоанна, Глава 8, стихи 51-59
Христос воскресе!
«Cui prodest? — Кому выгодно?» Так звучит один из самых, пожалуй, и известных латинских афоризмов. Изобретён он был древнеримским юристом Луцием Равиллой, который прекрасно понимал одну важную вещь. Чтобы понять причину тех или иных действий человека, нужно в первую очередь разобраться с целеполаганием, лежащим в основании его (человека) поступков. Чтение из восьмой главы Евангелия от Иоанна, которое звучит сегодня во время утреннего богослужения, говорит нам как раз о целеполагании.
Мы оказываемся свидетелями крайне непростого разговора Спасителя с иудейскими законниками. Те набрасываются на Христа с ожесточённой и, на самом деле, оскорбительной критикой.
Дискуссия вспыхнула вокруг понимания сути закона Моисея. Для Христа главной составляющей ветхозаветного законодательства являлось желание Бога напомнить ветхозаветным евреям о необходимости любить Творца и созданных им людей. Вне зависимости от их веры и происхождения. При этом речь не шла о религиозной толерантности. Языческие культы евреями жёстко отвергались. Но истинность ветхозаветной религии не могла быть основанием для национальной гордыни и презрения к прочим народностям.
Законники видели ситуацию иначе. Они кичились своим происхождением от Авраама — основателя иудейской цивилизации. В их понимании родовая принадлежность к сообществу наследников Авраама фактически гарантировала благую участь в Царствии Божием. Христианство не отрицает значения подвига ветхозаветного патриарха, но обращает внимание на важную деталь. С точки зрения святоотеческих толкований принадлежность к числу наследников Авраама определяется не кровным родством, а следованием примеру крепкой веры святого.
Авраам поверил Богу и покинул свой дом в Междуречье (земле между реками Тигр и Евфрат — теперь территория современного Ирака). Он долгие годы ожидал появления наследника, а когда Исаак наконец-то родился и подрос, вынужден был принести сына в жертву Богу. Да. В последний момент Господь через ангела остановил Авраама. Но в сердце своём тот уже осуществил жертвоприношение. Христос, говоря о ветхозаветном патриархе, призывает осознать: подвиг Авраама нельзя усвоить, оставаясь в плену у земных категорий национального пафоса. Кровная связь, безусловно, имеет значение, но ничего не гарантирует. «Из камней сих способен Бог создать наследников Авраама», — провозглашает Спаситель, указывая на то, что в число потомков патриарха со временем войдут представители разных народов, которых евреи приравнивали к мёртвым камням.
Прозвучавшее чтение снова и снова убеждает нас в правильности утверждения, что гордость есть мать всех пороков. Стоит только человеку увлечься собственной исключительностью, как тут же внутри него расцветают самые разные страсти. Не зря святой Дорофей призывал тех, кто страдает от блудных желаний, искать причину их возникновения именно в гордости. В случае с законниками — противниками Христа данная страсть привела их ко греху богоубийства.
Распознать гордость, бывает, не просто. Но давайте вспомним древнеримский афоризм, прозвучавший в начале программы. Мы должны предельно внимательно и честно относиться к целеполаганию, лежащему в основании наших слов и поступков. Если мы чувствуем, что в корне наших действий лежит стремление кого-то унизить, а себя превознести, нужно остановиться, запретить себе говорить или действовать. Потому что последствия таких шагов будут очень печальны. А ещё нужно помнить, что Бога нельзя ввести в заблуждение, нельзя обмануть. Невозможно от взора Творца скрыть лукавое стремление за ширмой благой религиозности, спрятать подлость. Потому — если желаем мы что-то сделать, будем делать то, что выгодно Богу. А Господу нужно, чтобы и внутри нас, и вокруг царили мир, радость, милость. Потому что Дух Божий проявляет себя именно так.
Христос воскресе! Воистину воскресе Христос!