Евангелие от Иоанна, Глава 8, стихи 21-30. Комментирует - Дмитрий Барицкий
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Иоанна, Глава 8, стихи 21-30

Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Одно из центральных понятий христианской аскетики — это грех. Нередко под грехом понимают нарушение какого-либо закона. Если речь идёт о религии, то нередко это какое-либо ритуальное правило. Например, выпил молока в постный день — грех; не прочитал утренние или вечерние молитвы — грех; ушёл с богослужения раньше его окончания или пропустил воскресную службу — грех. Вероятно, иногда так и есть. Однако тот отрывок из 8 главы Евангелия от Иоанна, который звучит сегодня в православных храмах, сообщает нам ещё нечто важное о том, что такое грех и чем он опасен.

Выражение «умрёте во грехе вашем» повторяется сегодня Спасителем целых три раза. Он говорит это, обращаясь к религиозным лидерам иудеев. Это были люди, которые прекрасно, практически наизусть знали Священное Писание. Они были специалистами в других священных текстах ветхозаветной религии. Они тщательнейшим образом соблюдали закон Моисея и другие связанные с ним предписания. Пусть всё это они соблюдали внешне, формально, но их усердию и дотошности в этом деле можно было только позавидовать. Для многих и многих своих соотечественников они были образцом благочестивой жизни. А потому вряд ли у кого-то повернулся бы язык назвать их грешниками, да ещё и сказать, что они умрут во грехе. Ведь под грехом понимали именно нарушение ритуальной нормы, нарушение церковного устава, какой-то поступок, который пренебрегал формальным правилом благочестия. Например, не помыть руки перед едой, постирать вещи в субботний день, вступить в диалог с язычником, съесть неположенную пищу в неположенное для этого время и т.д.

Христос же использует понятие «грех» совсем в другом смысле. Грех для Него — это не ритуальное преступление. В таком случае Он и сам грешник. Ведь Он специально нарушал, например, субботу: мало того, что занимался целительством в этот день, Он ещё и побуждал исцелённых нести свою постель после выздоровления; разрешал Своим ученикам растирать колосья. Он специально нарушал и другие правила: прикасался к умершим, прокажённым, кровоточащим, хотя этого было нельзя делать; общался с язычниками, мытарями, блудницами, разделял с ними трапезу. Очевидно, что не нарушение устава является грехом с точки зрения Спасителя. С греческого языка слово «грех» переводится как промах. Согрешить — означает не попасть в цель. В чём же промахнулись религиозные лидеры евреев? Они промахнулись в своих ожиданиях. Слишком сосредоточившись на внешнем, они не заметили в своей жизни Бога, того Самого Мессию, ради Которого и существовала вся ветхозаветная религия. В этом грехе, то есть в этом промахе, они и умрут. Вся их духовная жизнь оказалась пустышкой и бессмыслицей.

И это очень печально. Это катастрофа. Ведь та традиция, в которой жили иудеи, — это единственная на тот момент богодуховенная религия. Её сформировали святые праотцы, Моисей, благочестивые цари и пророки. За неё умирали люди, которых мы до сих пор почитаем как святых. Например, мученики Маккавеи. Что говорить, традиция иудеев на тот момент была единственной доступной человечеству Церковью. Да, Христа не приняли и распяли представители ветхозаветной Церкви. Оказывается, будучи даже в такой надёжной ограде можно допустить серьёзный промах. И для нас это повод непрестанной ревизии своего внутреннего состояния: а на чём сосредоточен я в своей духовной жизни? Начать можно с простого вопроса: что я считаю грехом в первую очередь? Мы знаем, что ответили бы древние иудеи. И мы знаем, что отвечает Христос, Который пришёл для того, чтобы даровать миру новый закон. Закон, согласно которому в центре моей жизни должно быть исполнение воли Божией и самоотверженное служение тем, кто меня окружает.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!