Евангелие от Иоанна, Глава 7, стихи 1-13
Нередко люди обращаются к священнику с такими вопросами. Как договориться с Богом, чтобы Он проявил Себя в моей жизни? Что нужно сделать, чтобы моя судьба изменилась? Вероятно, есть какой-то рецепт, какая-то молитва или иной церковный ритуал? Может, нужно заказать особый молебен или несколько таких молебнов. Может, следует прочитать акафист тому или иному святому, который ближе к Богу? Согласитесь, всё это вопросы не праздные. Тот отрывок из 7-й главы Евангелия от Иоанна, который звучит сегодня в православных храмах, содержит в себе по этому поводу важные мысли. Давайте послушаем.
Праздник Кущей — это одно из важных событий годичного цикла в иудейской традиции. Множество людей шло в Иерусалим, чтобы принять участие в торжествах. Замечательная возможность для того, чтобы проявить себя, привлечь последователей, рассказать о своих идеях как можно большему числу народа. Так родственники Иисуса побуждают Его пойти в столицу и проповедовать Евангелие там. Они делают это не потому, что признают во Христе Мессию. Они относятся к Нему полунасмешливо, полупрезрительно. В их словах чувствуется сарказм. Они ещё не верят в Иисуса как в Спасителя. О пренебрежительном отношении ко Христу среди близких говорит и Евангелист Марк. Он пишет о том, что они пытались прервать Его проповедь, говоря людям, что «Он вышел из Себя». Вот и здесь их слова демонстрируют то же самое отношение. Их рекомендации идти в Иерусалим больше похожи на подстрекательства. Дескать, иди, попробуй там строить из Себя великого учителя, там Тебя быстро поставят на место. Здесь, среди провинциалов Твои фокусы ещё как-то проходят. Но там-то люди сведущие и опытные. Быстро выведут Тебя на чистую воду.
На это Господь отвечает, что Его время ещё не пришло. Понимать это выражение можно двояко. С одной стороны, это указание на то, что не пришёл ещё предопределённый Богом час, когда Иисус должен исполнить Свою миссию. То есть ещё не настало время идти в Иерусалим и открыто свидетельствовать о Царстве Божием, чтобы быть схваченным, распятым, а потом воскреснуть. С другой стороны, и скорее всего, Христос говорит, что прямо сейчас идти и проповедовать — не самый лучший момент, не самое благоприятное стечение обстоятельств, проповедь не принесёт ожидаемого эффекта. Поэтому Он идёт не сразу, а выжидает, и приходит чуть позже. Большая часть празднества уже прошла. Если Он появится перед людьми, ничто не будет их отвлекать от Его слов. Кроме того, к этому моменту интерес людей к Его персоне взвинчен до предела. Интрига висит в воздухе. Это и есть благоприятный момент.
Для нас это важный урок. Богом нельзя управлять, Его действия нельзя контролировать, Он ничего не делает по указке. Им не получится манипулировать ни угрозами, ни жалобами, ни другими даже нам самим неочевидными провокациями, при помощи которых мы нередко воздействуем на других людей, вынуждаем их совершать определённые поступки и так добиваемся желаемого. Всё, что мы можем сделать со своей стороны, так это оставаться верными Ему и Его Евангелию. И при этом смиренно просить Его войти в нашу жизнь. Мы можем лишь с доверием и терпением ждать того момента, когда это произойдёт. Ведь Господь Сам прекрасно знает, когда наступит самый благоприятный момент для того, чтобы проявить Себя и значимым образом изменить нашу судьбу.