Деян., 15 зач., V, 21-33.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как много странного и непонятного можно встретить в Православной Церкви. Экзотические одежды священнослужителей, архаичный язык загадочных ритуалов, непонятные правила и нормы повседневной благочестивой жизни. «Что со всем этим делать?» — нередко спрашивает тот, кто переступает порог храма. «С чего начать христианскую жизнь?» Ответ на этот вопрос мы можем найти в отрывке из 5-й главы книги Деяний святых апостолов, который читается сегодня в храмах за богослужением. Давайте его послушаем.
Глава 5.
21 Они, выслушав, вошли утром в храм и учили. Между тем первосвященник и которые с ним, придя, созвали синедрион и всех старейшин из сынов Израилевых и послали в темницу привести Апостолов.
22 Но служители, придя, не нашли их в темнице и, возвратившись, донесли,
23 говоря: темницу мы нашли запертою со всею предосторожностью и стражей стоящими перед дверями; но, отворив, не нашли в ней никого.
24 Когда услышали эти слова первосвященник, начальник стражи и прочие первосвященники, недоумевали, что бы это значило.
25 Пришел же некто и донес им, говоря: вот, мужи, которых вы заключили в темницу, стоят в храме и учат народ.
26 Тогда начальник стражи пошел со служителями и привел их без принуждения, потому что боялись народа, чтобы не побили их камнями.
27 Приведя же их, поставили в синедрионе; и спросил их первосвященник, говоря:
28 не запретили ли мы вам накрепко учить о имени сем? и вот, вы наполнили Иерусалим учением вашим и хотите навести на нас кровь Того Человека.
29 Петр же и Апостолы в ответ сказали: должно повиноваться больше Богу, нежели человекам.
30 Бог отцов наших воскресил Иисуса, Которого вы умертвили, повесив на древе.
31 Его возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя, дабы дать Израилю покаяние и прощение грехов.
32 Свидетели Ему в сем мы и Дух Святый, Которого Бог дал повинующимся Ему.
33 Слышав это, они разрывались от гнева и умышляли умертвить их.
Синедрион — высший орган иудейской власти. Он состоял из самых уважаемых членов еврейского общества. Практически все они происходили из аристократических семей. Имели хорошее воспитание, образование. Были знатоками в законе гражданском и духовном. Прекрасно разбирались в Священном Писании и других религиозных текстах. Это были люди, которые отличались благочестием и имели огромный авторитет в обществе. Не будет преувеличением сказать, что в сознании простых людей они олицетворяли собой всю ветхозаветную традицию богообщения. Неслучайно во главе синедриона стоял первосвященник — глава, патриарх иудейской Церкви.
И вот апостолы выступают с учением, которое не нравится синедриону. Для него это учение богохульное, так как оно нарушает уклад жизни, который иудеи считали благочестивым. Для членов синедриона это учение социально опасное. Ведь люди, увлекшись новыми идеями, могут поднять волнения. Начнётся восстание, придут римские легионы и наведут порядок. И наведут его, как всегда, очень жестоко. Поэтому синедрион запрещает проповедовать. «Побойтесь разрушать традицию веры ваших отцов», — говорят они апостолам. «Пожалейте своих соплеменников, которых вы подвергаете опасности, ведь римляне их убьют». В представлении синедриона апостолы выступали против повседневного, привычного, нормального, размеренного уклада жизни. Уклада, который формировался в сознании людей долгое время и который поддерживался на всех социальных уровнях. А что взамен? А взамен апостолы предлагали что-то новое, непонятное, нетрадиционное. Ведь не было ещё тогда христианской культуры. Неудивительно, что синедрион гнал их. Неудивительно, что их гнали потом в Римской империи. Причём чем крепче император ратовал за традиционные ценности, чем больший вклад он делал в развитие государства, тем сильнее преследовал христиан, как заразную опухоль, которая представляет собой угрозу для привычного ритма жизни. Показательный пример этого — династия выдающихся Антонинов, наиболее ярким представителем которой был философ-стоик Марк Аврелий — император, во время правления которого христиане подвергались особо жестоким преследованиям.
Представьте себе, какая сила действовала внутри апостолов, что они с такой уверенностью и так бесстрашно противостоят тому, что многие и многие окружающие их люди называли традицией. Что же это за сила? Ответ дают сами апостолы: «должно повиноваться больше Богу, нежели человекам». То есть они утверждают, что с ними говорит Бог через Духа Святого. Они утверждают, что у них личная связь с Творцом, Который, минуя все инстанции, минуя книги, минуя священников, минуя оракулов и прорицателей, напрямую открывает им Свою волю. А потому, как они могут молчать? Многие им не верили. Ведь все авторитеты были против них. Однако прошло время, и мы сейчас видим, что их слова были не пустым звуком. Христианство утвердилось, несмотря ни на что.
Для нас это замечательный повод задуматься, а каково моё христианство? В чём оно имеет основание? Я христианин лишь потому, что родился в стране, где Православие является преобладающей конфессией и меня в детстве крестили? Но не верю ли я в таком случае в Бога по инерции, потому что я окружён авторитетами, которые говорят мне: так верили до тебя, а потому и ты должен так верить? Не будем забывать, что такая вера по инерции апостолам была чужда. Так верили как раз фарисеи и римляне-язычники. Христос же призывает нас искать личного общения с самим Творцом. Он приглашает нас к личной, сокровенной беседе. Значит ли это, что мы должны игнорировать тот опыт, который был до нас? Конечно же, нет. Но в свете этой сокровенной беседы с Богом мы совсем иначе начинаем воспринимать и ту традицию, которую нам передали святые отцы Церкви. Она перестаёт быть для нас чужой и непонятной. Мы видим, что вся она — это непрекращающийся живой диалог с Богом, начало которого — непрестанная молитва ко Христу, а также исполнение главной Евангельской заповеди, заповеди о любви к тем, кто нас окружает.
Помогать Благотворительной клинике и бездомным людям
Григорий из Санкт-Петербурга в прошлом бизнесмен. Восемь лет назад под Новый год его жизнь круто изменилась. Мужчина потерял работу, деньги, дом и оказался на улице.
«Моя история про то, как резко всё может поменяться, — рассказывает Григорий. — Однажды летом я выходил из ресторана и, проходя мимо бездомного человека, пнул его ногой. И ещё добавил: „Что тут расселся? Иди работай!“. И когда спустя пару лет я замерзал у метро и просил у прохожих деньги на проезд, а все шли мимо, я очень отчетливо вспомнил эту историю».
В один из дней, между поисками жилья и заработка, Григорий набрёл на маленький храм под Петербургом. Там он встретил женщину, которая рекомендовала ему поехать в посёлок Вырица, в Ленинградской области. Так мужчина оказался в Серафимо-Вырицком монастыре, где обрёл кров и поддержку. То, что с ним произошло, полностью изменило его взгляды на жизнь. Теперь дни Григория наполнены смыслом, верой и помощью ближним.
Сегодня он трудится в монастыре, выполняя разные послушания, работает в строительной сфере и помогает Благотворительной больнице. Это место, где бесплатно принимают пациентов, у которых нет дома, денег или документов. Им перевязывают раны, проводят обследования, выдают лекарства и в целом помогают выбраться из трудной ситуации.
Григорий всегда готов здесь что-то починить или решить другие важные задачи. Кроме этого, он не оставляет без внимания и людей, оказавшихся на улице — при случае накормит и направит за поддержкой в Благотворительную больницу.
Если вы тоже, как и Григорий, хотите помогать проекту и людям, попавшим в беду, переходите на сайт Благотворительной больницы — заполните анкету волонтёра или сделайте любой денежный перевод: https://charityhospital.ru/donate/
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Послания апостола Павла к Ефесянам и Колоссянам». Прот. Андрей Рахновский
У нас в студии был настоятель храма Ризоположения в Леонове протоиерей Андрей Рахновский.
Разговор шел о посланиях апостола Павла к Ефесянам и Колоссянам: как они были написаны и как в них формулируется учение о Христе и Церкви.
Все выпуски программы Светлый вечер
Бугабашская икона Божией Матери
В конце девятнадцатого века русский солдат Тит Петрович Табаков возвращался с ратной службы домой. Он держал путь в родное село Бугабашево Уфимской губернии, сейчас это республика Башкортостан. По дороге благочестивый воин посетил Седмиозерную пустынь в восемнадцати верстах от Казани. Тит помолился перед хранящимся здесь чудотворным списком Смоленской иконы Богородицы. Это образ, написанный в традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница.
На память о богомолье солдат решил взять камень из монастырского озера. Он подобрал со дна булыжник, похожий на каравай хлеба. Но, устав в пути, выбросил тяжёлую ношу. И неожиданно ослеп! Служивый на ощупь нашёл камень, вновь положил в свою суму, и зрение вернулось к нему.
Происшествие много лет не давало покоя Титу Петровичу. В 1900 году он отправился с односельчанами крестным ходом к целебному источнику в башкирское село Николо-Берёзовка. И взял удивительный камень с собой в паломничество. Придя к роднику, богомолец окунул булыжник в святую воду, а когда достал, то увидел на нём очертания Смоленской иконы Божией Матери. Тит рассказал о случившемся Уфимскому епископу Антонию (Храповицкому) и показал камень. Владыка пригласил каменотёса и попросил высечь по намеченному контуру объёмный образ Божией Матери.
Новоявленная икона вскоре прославилась чудотворениями. По благословению владыки Тит Табаков пожертвовал деньги на обустройство в родном селе женской монашеской обители. В 1902 году в Бугабашево освятили храм в честь Смоленской иконы Божией матери. Монастырь стал называться Богородице-Одигитриевским. Высеченный на камне образ Пречистой Девы стал главной его святыней.
После революции 1917 года обитель в Бугабашево разорили безбожники. Но рельефную икону Царицы Небесной верующие сохранили. И вернули в монастырь, когда он вновь стал действующим в 2007 году. Ежегодно 10 августа в Богородице-Одигитриевском монастыре проходят торжества, посвящённые чудотворному Бугабашскому образу Божией Матери.
Все выпуски программы Небесная Заступница