
Апостолы
Деян., 15 зач., V, 21-33.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как много странного и непонятного можно встретить в Православной Церкви. Экзотические одежды священнослужителей, архаичный язык загадочных ритуалов, непонятные правила и нормы повседневной благочестивой жизни. «Что со всем этим делать?» — нередко спрашивает тот, кто переступает порог храма. «С чего начать христианскую жизнь?» Ответ на этот вопрос мы можем найти в отрывке из 5-й главы книги Деяний святых апостолов, который читается сегодня в храмах за богослужением. Давайте его послушаем.
Глава 5.
21 Они, выслушав, вошли утром в храм и учили. Между тем первосвященник и которые с ним, придя, созвали синедрион и всех старейшин из сынов Израилевых и послали в темницу привести Апостолов.
22 Но служители, придя, не нашли их в темнице и, возвратившись, донесли,
23 говоря: темницу мы нашли запертою со всею предосторожностью и стражей стоящими перед дверями; но, отворив, не нашли в ней никого.
24 Когда услышали эти слова первосвященник, начальник стражи и прочие первосвященники, недоумевали, что бы это значило.
25 Пришел же некто и донес им, говоря: вот, мужи, которых вы заключили в темницу, стоят в храме и учат народ.
26 Тогда начальник стражи пошел со служителями и привел их без принуждения, потому что боялись народа, чтобы не побили их камнями.
27 Приведя же их, поставили в синедрионе; и спросил их первосвященник, говоря:
28 не запретили ли мы вам накрепко учить о имени сем? и вот, вы наполнили Иерусалим учением вашим и хотите навести на нас кровь Того Человека.
29 Петр же и Апостолы в ответ сказали: должно повиноваться больше Богу, нежели человекам.
30 Бог отцов наших воскресил Иисуса, Которого вы умертвили, повесив на древе.
31 Его возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя, дабы дать Израилю покаяние и прощение грехов.
32 Свидетели Ему в сем мы и Дух Святый, Которого Бог дал повинующимся Ему.
33 Слышав это, они разрывались от гнева и умышляли умертвить их.
Синедрион — высший орган иудейской власти. Он состоял из самых уважаемых членов еврейского общества. Практически все они происходили из аристократических семей. Имели хорошее воспитание, образование. Были знатоками в законе гражданском и духовном. Прекрасно разбирались в Священном Писании и других религиозных текстах. Это были люди, которые отличались благочестием и имели огромный авторитет в обществе. Не будет преувеличением сказать, что в сознании простых людей они олицетворяли собой всю ветхозаветную традицию богообщения. Неслучайно во главе синедриона стоял первосвященник — глава, патриарх иудейской Церкви.
И вот апостолы выступают с учением, которое не нравится синедриону. Для него это учение богохульное, так как оно нарушает уклад жизни, который иудеи считали благочестивым. Для членов синедриона это учение социально опасное. Ведь люди, увлекшись новыми идеями, могут поднять волнения. Начнётся восстание, придут римские легионы и наведут порядок. И наведут его, как всегда, очень жестоко. Поэтому синедрион запрещает проповедовать. «Побойтесь разрушать традицию веры ваших отцов», — говорят они апостолам. «Пожалейте своих соплеменников, которых вы подвергаете опасности, ведь римляне их убьют». В представлении синедриона апостолы выступали против повседневного, привычного, нормального, размеренного уклада жизни. Уклада, который формировался в сознании людей долгое время и который поддерживался на всех социальных уровнях. А что взамен? А взамен апостолы предлагали что-то новое, непонятное, нетрадиционное. Ведь не было ещё тогда христианской культуры. Неудивительно, что синедрион гнал их. Неудивительно, что их гнали потом в Римской империи. Причём чем крепче император ратовал за традиционные ценности, чем больший вклад он делал в развитие государства, тем сильнее преследовал христиан, как заразную опухоль, которая представляет собой угрозу для привычного ритма жизни. Показательный пример этого — династия выдающихся Антонинов, наиболее ярким представителем которой был философ-стоик Марк Аврелий — император, во время правления которого христиане подвергались особо жестоким преследованиям.
Представьте себе, какая сила действовала внутри апостолов, что они с такой уверенностью и так бесстрашно противостоят тому, что многие и многие окружающие их люди называли традицией. Что же это за сила? Ответ дают сами апостолы: «должно повиноваться больше Богу, нежели человекам». То есть они утверждают, что с ними говорит Бог через Духа Святого. Они утверждают, что у них личная связь с Творцом, Который, минуя все инстанции, минуя книги, минуя священников, минуя оракулов и прорицателей, напрямую открывает им Свою волю. А потому, как они могут молчать? Многие им не верили. Ведь все авторитеты были против них. Однако прошло время, и мы сейчас видим, что их слова были не пустым звуком. Христианство утвердилось, несмотря ни на что.
Для нас это замечательный повод задуматься, а каково моё христианство? В чём оно имеет основание? Я христианин лишь потому, что родился в стране, где Православие является преобладающей конфессией и меня в детстве крестили? Но не верю ли я в таком случае в Бога по инерции, потому что я окружён авторитетами, которые говорят мне: так верили до тебя, а потому и ты должен так верить? Не будем забывать, что такая вера по инерции апостолам была чужда. Так верили как раз фарисеи и римляне-язычники. Христос же призывает нас искать личного общения с самим Творцом. Он приглашает нас к личной, сокровенной беседе. Значит ли это, что мы должны игнорировать тот опыт, который был до нас? Конечно же, нет. Но в свете этой сокровенной беседы с Богом мы совсем иначе начинаем воспринимать и ту традицию, которую нам передали святые отцы Церкви. Она перестаёт быть для нас чужой и непонятной. Мы видим, что вся она — это непрекращающийся живой диалог с Богом, начало которого — непрестанная молитва ко Христу, а также исполнение главной Евангельской заповеди, заповеди о любви к тем, кто нас окружает.
«Выставка «Августейший хозяин Москвы». Анна Громова

В гостях у программы «Светлый вечер» была председатель наблюдательного совета фонда «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество», ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории РАН Анна Громова.
Мы говорили о Великом Князе Сергее Александровиче Романове, о его судьбе и служении Отечеству, а также о выставке «Августейший хозяин Москвы», приуроченной к 120-летию со дня трагической гибели Великого Князя.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Светлый вечер
Музей Патриарха Тихона в Донском монастыре
Для сердца каждого верующего человека образ Святителя Тихона Патриарха Московского и Всея Руси является примером любви, доброты, милосердия, мужества, бесстрашия, верности Русской Православной Церкви и России, веры в Бога.
Мы можем прийти сегодня в Донской ставропигиальный мужской монастырь в будний день и увидеть много людей. Одни из них прогуливаются по территории обители, рассматривая памятники одного из самых значительных Некрополей, где упокоилось столько людей, послуживших своими дарованиями нашему Отечеству. Другие заходят в Большой и Малый Донской Соборы — приложиться к чудотворной Донской иконе Божией Матери и, чтобы постоять у мощей великого Патриарха и помолиться на месте его погребения. Он почил о Господе 7 апреля 1925 года.
В Донской обители к 100-летию этого события был открыт мемориальный музей в домике, где Патриарх Тихон провел последние годы своей жизни, и где с 19 мая 1922 года по 27 июня 1923 года он пребывал под арестом.
Мы приглашаем вас в этот музей, чтобы узнать о том, как это было. Узнать о том времени, когда Русская Православная Церковь силой воли и мужества ее Первосвятителя, помощью Божией нашему великому Патриарху, верностью многих и многих его духовных детей выстояла, и позволила нам сегодня жить и молиться, верить и любить.









Московский и Всея Руси

Московский и Всея Руси
Фотографии предоставлены Музеем Святителя Тихона Патриарха Московского и Всея Руси в Донском ставропигиальном мужском монастыре.
В программе использована музыка Инока Дионисия Новоселова.
Все выпуски программы Места и люди
Гилберт Честертон «Белая лошадь»: «Христианство в великом и малом»

Фото: PxHere
В 1910 году английский поэт, писатель и христианский мыслитель Гилберт Честертон написал поэму «Белая лошадь». Эту поэму в Первую Мировую брали на фронт солдаты, в ней находили утешение солдатские жёны и вдовы. Произведение — о соотношении большого и малого, очевидно важного и того, что порой воспринимается как второстепенное.
Сюжет произведения строится на борьбе англосаксонского короля Альфреда Великого с викингами-захватчиками. В начале поэмы Альфред, потерпевший поражение, скрывается с горсткой воинов в чаще, и тут ему является Божия Матерь со словами утешения. Вот как описывает Честертон Её голос:
«Он был голосом человека, но раздавался он словно с небес.
Он звучал так, словно скромная хижина внезапно взмыла к облакам.
Или бедный крестьянин, сидя у убогого очага
внезапно услыхал, как на соломенной его крыше, ликуя,
загремел колокольный звон».
Удивительное сочетание: убогий очаг, скромная хижина — и колокола, небеса. Но разве не так было в Вифлееме, когда в пещеру вместился сошедший с небес Бог? Та же парадоксальность, то же сочетание великого и малого пронизывает всё христианство. Преподобный Амвросий Оптинский, один из самых известных русских святых девятнадцатого столетия, говорил, что заповеди Божии не имеют дна, они глубоки и до конца непостижимы. И, с другой стороны, настолько эти заповеди просты и удобны для исполнения, что сохранить их способен и ребёнок.
В поэме «Белая лошадь» Честертон напоминает: великое часто соседствует с малым, и в самых будничных наших занятиях мы можем встретить Бога.
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение