Евангелие от Иоанна, Глава 3, стихи 16-21
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Христос воскресе! С вами доцент Московской духовной академии, священник Стефан Домусчи. Чего хотят люди? Конечно же, добра! Кого не спроси, все стремятся к торжеству правды и справедливости. В то же время год от года, век от века в жизни человечества принципиально ничего не меняется, мы не можем сказать, что добро торжествует, что справедливость вот-вот наступит на земле. В отрывке из третьей главы Евангелия от Иоанна, который читается во время сегодняшнего богослужения в православных храмах, Христос даёт ответ на вопрос, почему же так происходит.
В древности люди могли предъявлять претензии богам, могли обижаться на них и даже жаловаться одним на других. Происходило это потому, что по представлениям людей боги были разными: злыми и добрыми, справедливыми и несправедливыми. Однако библейский взгляд на Бога оказывался принципиально иным. Бог не только один. Он всегда одинаково относится к миру, и мы не можем сказать, что вчера Он был злым, сегодня — добр, а завтра будет таким, каким Ему заблагорассудится быть. Конечно, Бог свободен. И всё же то, что Он открыл нам о Себе, позволяет сделать однозначный вывод: Бог всегда благ и Он всегда нас любит. И любит так, что отдал Сына Своего Единородного дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Бог сделал всё, что только можно для того, чтобы исправить нашу жизнь.
Впрочем, у современных людей к Его любви возникает вопрос. Если Он так любит мир, почему же Он ставит людям условия? Разве для любви нужны условия? Тем более что мы столько сегодня слышим о важности безусловной любви. Для неразделённой любви действительно никаких условий может не быть. Но чтобы существовали отношения любви — без условий невозможно. По крайней мере одного условия: свободного согласия. Мы можем сколько угодно безусловно любить ребёнка, но наши отношения будут полноценными, только если он свободно будет любить нас в ответ. Бог любит нас безусловно, но принять плоды Его любви мы можем только свободно. И именно об этом говорит Христос в сегодняшнем чтении, когда объясняет слушающим, в чём будет заключаться Божий суд. Казалось бы, любящий Бог должен простить, а не судить, но вся суть суда в том, что Бог принимает решение самого человека и оставляет его в силе. Если мы действительно желаем быть добрыми и стремимся к благу, добро и благо станут содержанием нашей жизни. Причём не только настоящей, но и будущей. Если же мы говорим, что стремимся к добру, но всей своей жизнью этим словам противоречим, добра и света в ней не будет, что бы мы ни говорили.
Но как же можно стремиться к добру и делать зло? Очень просто. Когда добро становится эгоистическим, когда оно становится «добром только для нас», автоматически оно становится «добром вопреки другому», «добром за его счёт». И, естественно, по сути, такое кажущееся добро оказывается злом.
Зачастую мы стремимся к добру и, кажется, разве может быть иначе? Свет, радость, любовь — разве не стремимся к этому все мы? Конечно, стремимся, и само по себе такое стремление очень похвально. Но при этом мы призваны помнить, что подлинное добро никогда не бывает эгоистичным и что подлинный свет — это свет Божий, а Бог любит всех.