Евангелие от Луки, Глава 22, стихи 1-39
01 Приближался праздник опресноков, называемый Пасхою,
02 и искали первосвященники и книжники, как бы погубить Его, потому что боялись народа.
03 Вошел же сатана в Иуду, прозванного Искариотом, одного из числа двенадцати,
04 и он пошел, и говорил с первосвященниками и начальниками, как Его предать им.
05 Они обрадовались и согласились дать ему денег;
06 и он обещал, и искал удобного времени, чтобы предать Его им не при народе.
07 Настал же день опресноков, в который надлежало заколать пасхального агнца,
08 и послал Иисус Петра и Иоанна, сказав: пойдите, приготовьте нам есть пасху.
09 Они же сказали Ему: где велишь нам приготовить?
10 Он сказал им: вот, при входе вашем в город, встретится с вами человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним в дом, в который войдет он,
11 и скажите хозяину дома: Учитель говорит тебе: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими?
12 И он покажет вам горницу большую устланную; там приготовьте.
13 Они пошли, и нашли, как сказал им, и приготовили пасху.
14 И когда настал час, Он возлег, и двенадцать Апостолов с Ним,
15 и сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания,
16 ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием.
17 И, взяв чашу и благодарив, сказал: приимите ее и разделите между собою,
18 ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие.
19 И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание.
20 Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается.
21 И вот, рука предающего Меня со Мною за столом;
22 впрочем, Сын Человеческий идет по предназначению, но горе тому человеку, которым Он предается.
23 И они начали спрашивать друг друга, кто бы из них был, который это сделает.
24 Был же и спор между ними, кто из них должен почитаться большим.
25 Он же сказал им: цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются,
26 а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий - как служащий.
27 Ибо кто больше: возлежащий, или служащий? не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий.
28 Но вы пребыли со Мною в напастях Моих,
29 и Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство,
30 да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем, и сядете на престолах судить двенадцать колен Израилевых.
31 И сказал Господь: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу,
32 но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих.
33 Он отвечал Ему: Господи! с Тобою я готов и в темницу и на смерть идти.
34 Но Он сказал: говорю тебе, Петр, не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня.
35 И сказал им: когда Я посылал вас без мешка и без сумы и без обуви, имели ли вы в чем недостаток? Они отвечали: ни в чем.
36 Тогда Он сказал им: но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч;
37 ибо сказываю вам, что должно исполниться на Мне и сему написанному: и к злодеям причтен. Ибо то, что о Мне, приходит к концу.
38 Они сказали: Господи! вот, здесь два меча. Он сказал им: довольно.
39 И, выйдя, пошел по обыкновению на гору Елеонскую, за Ним последовали и ученики Его.
Множество важных событий описывает только что прозвучавший отрывок. Коварный замысел Иуды, поиск комнаты для Тайной вечери, совместную трапезу, а также последнюю беседу Христа и Его учеников. И в центре всех этих событий находится таинство преломления хлеба и вкушения вина.
После того, как Спаситель совершил все необходимые ритуальные действия, связанные с празднованием еврейской Пасхи, Он взял хлеб, прочитал над ним благодарственные молитвы, и, разделив на части, раздал его Своим ученикам. После Он взял чашу с вином и сделал то же самое. При этом Он сказал, что хлеб — это Его тело, а вино — Его кровь. Он предаёт их за Своих учеников, и отныне они должны совершать то же самое в память о Нём. Именно участие в этом таинственном действии символизирует, что тот союз, Тот Новый Завет, который Бог через Своего Сына заключил с человеком, живёт.
По вере православных христиан именно в этот момент было установлено одно из главных таинств Церкви Христовой — Таинство Евхаристии, что в переводе означает «Таинство благодарения». Хлеб и вино, которые в начале Литургии священник ставит на престол, по молитвам всей общины верующих становятся Телом и Кровью Христа Спасителя. Мы верим, что, причащаясь, мы соединяемся с нашим Богом. Благодаря этому наше тело, наша душа, наш ум освящаются. Мы получаем новые силы для духовной жизни. Но не только это. Благодаря Евхаристии мы соединяемся друг с другом в единый организм, Церковь, которую апостол Павел прямо называет Телом Христовым. Поэтому Евхаристия это и таинство освящения, и таинство единства. За всё это мы и благодарим Творца.
Всегда был и есть большой соблазн думать, что Причастие действует механически. Что это что-то вроде целебной пилюли. На самом деле Церкви чужд такой взгляд. Причастие не работает автоматически, словно магическая формула. Бог даёт человеку Свою благодать лишь в том случае, если человек помимо участия в церковных таинствах стремится жить по заповедям Господа, главные из которых — заповедь о любви к людям и Творцу. И наглядно подтверждает это образ и участь Иуды. Из только что прочитанного отрывка следует, что Иуда причастился вместе с другими апостолами. Однако это не помешало ему, приняв в себя Великую Святыню, сразу же встать и пойти, чтобы исполнить свой коварный замысел. Отсюда важный вывод для духовной жизни: Бог действует в нас, когда в нас самих есть к тому благое расположение. Когда мы сами направляем на добро все свои силы. Не следует думать, что можно приобрести душевный мир и покой, просто механически принимая участие в церковных таинствах. От нас требуются и собственные усилия по работе над своим внутренним миром. И степень этих усилий должны быть такая, будто всё зависит только от нас. А Господь, видя такое самоотверженное упорство, обязательно в нужное время восполнит наши труды Своей благодатью, Которую Он нам обильно подаёт в том числе через таинства, наиважнейшим из которых является Таинство Евхаристии.