Евангелие от Иоанна, Глава 12, стихи 17-50
Пространный отрывок, который только что прозвучал, содержит в себе слова Христа, адресованные иудеям, пришедшим на праздник Пасхи в Иерусалим. Народу было много. А потому это была прекрасная возможность проповеди Евангелия. И Господь использует эту возможность. При этом все Свои слова Он подкрепляет чудесами: воскрешает Лазаря, беседует на виду у множества народа со Своим Небесным Отцом. Люди по-разному реагировали на призывы Христа. Были те, на кого это не произвело никакого впечатления. Они словно не видели и не слышали ничего из того, что говорил и делал Спаситель. Для того, чтобы указать на причину этого, евангелист Иоанн цитирует пророка Исаию, который говорил о своих современниках, отвернувшихся от Бога: «народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце своё, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их». Однако, были и те, кто признал в Иисусе Сына Божия и Мессию. Многие из них принадлежали к начальникам и религиозным лидерам евреев. О них евангелист говорит особо. Он отмечает, что они хоть и уверовали, но не пошли за Спасителем, так как боялись, что их отлучат от синагоги. Ведь Христа считали богохульником. Следовательно, и те, кто ходит с Ним, также предатели родной веры. Евангелист указывает и на подлинную причину этого страха: эти уверовавшие, по его словам, возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию. Людей держал страх потерять удобство и комфорт, стать аутсайдерами, подвергнуться бойкоту и остракизму. Именно для них Господь и приводит образ пшеничного зерна. «Если пшеничное зерно, — говорит Он, — пав в землю, не умрёт, то останется одно, а если умрёт, то принесёт много плода».
Подлинное ученичество не ограничивается тем, что мы признаём во Христе Бога, Который сотворил этот мир. Не ограничивается тем, что мы соглашаемся в своей голове с другими истинами христианской веры. Всё это лишь вешки, указатели на пути. Подлинное ученичество — это всегда конкретные шаги, это вполне определённые действия. Нет действия, нет веры. Есть лишь её иллюзия. В иллюзии находиться удобно. Вроде и Богу верен, со всем, что говорится в Евангелии, согласен, и живёшь комфортно, ни в чём себе не отказывая. Однако это самообман. Реальное следование за Христом — это постоянный, ежедневный выход из того, что современная психология называет зоной комфорта. А потому подлинная, действенная вера — это всегда умирание. Это всегда действия в ущерб собственному больному эго. Исполняем заповеди, страдает наша самость, постепенно уменьшается наш эгоизм. Но вместе с этим в нашей душе становится всё больше и больше пространства для божественной благодати. Её всё больше наполняют вера, надежда и любовь. А потому подобная смерть, смерть ради Христа и Его Евангелия, это не конец существования, это преображение, которое связано с обновлением и воскресением в новую жизнь. Как говорит об этом сегодня Сам Спаситель: «Любящий душу свою погубит её; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит её в жизнь вечную».