Евангелие от Матфея, Глава 21, стихи 18-43
Образ, который проходит через только что прозвучавший отрывок, — образ плодоносных растений. В одном случае это смоковница, по-нашему инжир, в другом — виноград. И первое, и второе призвано давать вкусный, сочный урожай. Ради этого человек ухаживает за этими растениями, вкладывает в них силу и время. И он бывает очень разочарован, если по каким-то причинам не может получить от них вкусные, сочные плоды, на которые рассчитывал.
Христос превращает этот образ в метафору, при помощи которой описывает отношения Израильского народа с Богом. Бог заботился о евреях, как садовник о плодоносном растении. Ухаживал за ними, вкладывал в них любовь и заботу в надежде, что Его детище принесёт сочные плоды. Этими плодами должны были стать подлинная вера в Творца, а именно, близкие и доверительные отношения с Ним. Но, увы, дерево оказалось обманкой. Как на смоковнице, листья были, а плодов не было, так и у Израиля, религиозного пафоса было хоть отбавляй. Был роскошный ритуал, великолепный храм, скрупулёзно продуманный устав, была тщательно разработана система богословской мысли, были свои институты, где преподавали выдающиеся религиозные мыслители. Но не было главного — живой связи с живым Богом. Не было настолько, что когда живой Бог пришёл в свой виноградник, то есть к Своему народу, Его не узнали, посчитали богохульником, Который разрушает традицию, и убили. Единственное на что религиозные лидеры оказались способны, общаясь со Христом, так это на то, чтобы задавать каверзные вопросы с целью поймать Его на слове, загнать в коварную ловушку. Поэтому Господь даже не вступает с ними в диалог. Какой смысл разъяснять что-то человеку, который слышит только самого себя, а тебя слушать в принципе не настроен? Это всё равно, что метать бисер перед свиньями. Поэтому Христос постоянно уходит от ответов. А участь тех, кто когда-то был призван к тому, чтобы получить высокий опыт богообщения, но не воспользовался этим даром, — участь засохшей смоковницы. Она уже ни на что не годна. Только разве что на дрова, как говорит Сам Господь в другом месте Евангелия.
Однако Бог никогда не закрывает для человека дверь полностью. Всегда остаётся лучик надежды. Израиль был весьма неоднороден. Оказались в нём и те, кто отозвался на призыв Христа. Это мытари и блудницы. Это те, кто, по мнению ортодоксальных ревнителей Моисеева закона, не мог даже и помышлять о том, чтобы иметь какие-то отношения с Богом. Но именно они и смогли принять Спасителя и войти в Его Царство. Причина проста: им не на что было надеяться. В своей жизни они проиграли по всем фронтам. Полностью не состоялись как благочестивые, добропорядочные люди. А потому и надеяться могли только на милость Божию, а не на свою добродетельность. А потому, когда Христос позвал их, они крепко ухватились за этот подарок. Не в их положении было вести торги. Такой шанс было нельзя упустить.
Бог открывается не тому, кто знает себе цену, и знает, как продать себя подороже, а тому, кому не на что больше надеяться кроме как на Него одного. Тому, кто явственно увидел, как он беспомощен и бессилен перед этой жизнью, перед её обстоятельствами, перед другими людьми, перед собственным несовершенством. Лишь в душу такого человека может войти Господь. И она, какими бы раньше страстями ни была одержима, под действием божественной благодати приносит Творцу вкусные и сочные плоды верности и веры.