Книга Притчей Соломоновых, Глава 31, стихи 8-31
Притчи царя Соломона являются не только частью Библии как Слово Божие, но и блестящим текстом с точки зрения искусства речи — риторики. Правитель древнего Израиля использует многочисленные ораторские приёмы. Например, строит свои рассуждения на противопоставлении мудрости и глупости, трудолюбия и лени. Речь идёт не о презрении по отношению к людям с ограниченным интеллектом или отсутствием каких-то талантов. Дело в ином.
В системе координат правителя ветхозаветного Израиля мудрость и глупость, трудолюбие и лень являются результатом либо следования правде Божией, либо противления ей. Тот, кто стремится искренне исполнять заповеди Господни, приобретает мудрость и радость от труда. Тот же, кто живёт в грехе и пороке, становится жертвой собственного неразумия и бездействия.
Проявляется обозначенное ранее противостояние, в том числе, и на бытовом, житейском уровне. Прозвучавшее чтение представляет собой в этом смысле хороший пример. Соломон раскрывает значение праведной жизни на примере доброй и верной жены. Царь пишет: «Кто найдёт добродетельную жену? цена её выше жемчугов; уверено в ней сердце мужа её, и он не останется без прибытка; она воздаёт ему добром, а не злом, во все дни жизни своей». Эпоха, в которую жил Соломон, предполагала большое количество ручного труда. Простым евреям приходилось много работать физически, чтобы кормить себя и своих детей. Кто-то занимался преимущественно земледелием, кто-то пас скот. Женщины же не только занимались домашними делами, но и принимали некоторые решения фактически наравне с мужчинами: «Задумает она о поле, и приобретает его; от плодов рук своих насаждает виноградник».
Представительницы женского пола в древнем Израиле имели больше прав и возможностей, чем в соседних языческих государствах. Закон Моисея не давал никаких оснований для жестокой эксплуатации женщин. А 31ая глава книги Притчей Соломона и вовсе является фактически гимном, восхваляющим таланты женского естества. Эти таланты, правда, существуют не сами по себе, а являются следствием исполнения заповедей Господних.
Благодаря стремлению жить благочестиво женщина получает возможность возвысить и облагородить присущие ей от природы качества — чувствительность, творческую направленность, заботливость. А также — преодолеть, к сожалению, традиционные для женского естества недостатки — ревнивость, многословие, резкую и слабо контролируемую эмоциональность. «Крепость и красота — одежда её, и весело смотрит она на будущее. Уста свои открывает с мудростью, и кроткое наставление на языке её», — такие слова слышим мы от Соломона.
Царь описывает идеал, к которому стоит стремиться, даже несмотря на то, что мы живём совсем в иную эпоху. В описании царя древнего Израиля перед нашими глазами предстаёт настоящая хозяйка домашнего очага, которая заботится о муже и детях и находит в том радость бытия. Речь идёт не просто о женщине-кухарке, а о мудрой управительнице. Она чётко распределяет свои силы, постоянно развивается, осваивая новые для себя компетенции. Добродетельная женщина, описанная Соломоном, талантлива в рукоделии, выращивании растений, приготовлении еды, управлении служанками. Но и это ещё не всё.
Благочестивая супруга в представлении царя Израильского успешна не только в области собственных дел, но и является фактически залогом жизненного успеха мужа: «Муж её известен у ворот, когда сидит со старейшинами земли». Речь идёт не о праздном времяпрепровождении. Ворота в ближневосточных городах — место сбора городского совета, то есть органа самоуправления. Таким образом, добродетельная жена создаёт мужу высокую репутацию. Так он приобретает общественное уважение и статус.
Добросовестный труд не остаётся без награды. Вот что имеет в виду Соломон, когда пишет: «Встают дети и ублажают её, — муж, и хвалит её: „много было жен добродетельных, но ты превзошла всех их“». Хочется верить, что поучения правителя древнего Израиля пригодятся нашим радиослушательницам. И они, благодаря мудрости Соломона, или обретут духовную и житейскую радость в жизни, или приумножат её.