Книга Бытия, Глава 49, стихи 33
Книга Бытия, Глава 50, стихи 1-26
Слово «месть» этимологически связано с корнем «мена», который мы слышим в таких словах, как «обмен» или «перемена». И конечно, ни для кого не секрет, что оно означает попытку вернуть человеку то зло, которое он совершил. Или иначе, отплатить ему злом за зло. Проблема мести, в отличие от многих других совершенно не нова и многим это понятие кажется настолько естественным, что они полагают слабостью отказ от того, чтобы отомстить. Уже Ламех, один из потомков Каина говорит о мести, причём мести настолько чрезмерной и избыточной, что это не может вызвать ничего, кроме удивления. Человеку, знающему закон равного возмездия, который говорил «око за око и зуб за зуб», обычно он кажется жестоким и связанным с местью. В известной степени это так, но, если вспомнить, что Ламех говорит о мести, в десятки и даже сотни раз превышающей нанесённую обиду, становится понятно, что равное возмездие — это явное ограничение зла. Однако может ли человек вообще не мстить? Иногда может показаться, что подобные заповеди если и могут где-нибудь встретиться, то в Новом Завете, однако сегодняшнее чтение, представляющее собой отрывок из Ветхого Завета, являет собой прекрасный пример прощения и великодушия.
Итак, мы слышим, что после смерти Иакова, братья Иосифа, когда-то продавшие его в рабство, чрезвычайно испугались того, что их брат будет им мстить. Они вдруг подумали, что их отец был для Иосифа сдерживающим фактором и теперь, после его смерти, их брат, бывший в Египте вторым человеком после фараона, как говорится, не останется у них в долгу. Именно поэтому они падают перед ним на колени и говорят, что готовы быть его рабами, только бы он не мстил им за то, что они когда-то продали его в рабство. Однако Иосиф, совершенно не такой человек, каким они его себе представляют. Он отказывается мстить не потому, что боится отца, не из гордости или чего-то подобного... Он говорит, что боится Бога, то есть живёт в Его присутствии и прекрасно понимает: раз их не наказывает Бог, он тем более не должен брать на себя эту обязанность. Ведь тот, кто мстит, не задумываясь о Боге, действует так, как будто бы ему виднее. У Иосифа всё по-другому, он не забывает о Боге, не забывает о промысле и поэтому давно простил своих братьев, осознав всю глубину замысла Божьего о своей жизни. Иосиф говорит с ними великодушно, не свысока, но с любовью, понимая, что через их немощь действовал Сам Господь.
Доверие Богу и великодушие к людям — две добродетели, которые праведник полагает в основу своей жизни. Обижаясь, злясь и задумываясь о мести, будем вспоминать праведного Иосифа, которого продали в рабство, оклеветали и посадили в тюрьму, но он доверял и прощал, предавая всё в руки Божии, и Господь устроил его жизнь самым лучшим образом.