Книга Притчей Соломоновых, Глава 23, стихи 15-35
Книга Притчей Соломоновых, Глава 24, стихи 1-5
Библейская книга Притчей Соломона похожа на сундук с сокровищами. Только речь идёт не о драгоценных камнях или металлах, а о сокровищах премудрости Божией. А как же иначе? Ведь Соломон, легендарный правитель древнего Израиля, ещё при жизни славился небывалой способностью с помощью благодати Господней прозревать самые сокровенные тайны, решать самые запутанные задачи. Когда же сборник его поучений (уже после смерти царя) был в составе Библии переведён на многие языки мира, удивиться просветлённому благодатью Божией интеллекту Соломона смогли почти все народности земного шара.
Прозвучавшее чтение из книги Притчей довольно большое по объёму. Прокомментировать его полностью не представляется возможным. Поэтому сконцентрируем внимание на наиболее ярких изречениях царя Израильского. Но перед этим отметим следующую деталь. Безусловно, Соломон был человеком ветхозаветным. Данное обстоятельство выражало себя в том, например, что многие его мысли как будто не могут оторваться от бытовой реальности. Рассуждениям мудрого правителя не хватает евангельской возвышенности. Оно и понятно. Ведь ветхозаветные праведники не имели опыта общения с Богом, который (опыт) есть у нас. Особенно у тех, кто принял таинство святого крещения.
Но даже несмотря на имевшиеся ограничения и, повторюсь, концентрацию на земных реалиях, Соломон подчас изрекает мысли, довольно близкие новозаветной эпохе. Например, правитель древнего Израиля всячески подчёркивает значение добродетели рассуждения. Духовное рассуждение постоянно восхваляется святыми отцами Православной Церкви. Преподобный Антоний Великий, например, всегда советовал более молодым монахам сначала овладеть истинной и нелицимерной рассудительностью, а затем приниматься за освоение иных добротелей.
Соломон как будто предчувствует, насколько важный статус это духовное качество однажды приобретёт. Потому он, к примеру, пишет следующее: «Мудростью устрояется дом и разумом утверждается, и с уменьем внутренности его наполняются всяким драгоценным и прекрасным имуществом. Человек мудрый силён, и человек разумный укрепляет силу свою». В устах царя рассуждение представляет собой, так сказать, профилактику жизненным неудачам. Мысли Соломона выглядят как нельзя более разумно. Не стоит считать себя всемогущим и браться за однозначно непосильное дело. Лучше заранее оценить свои силы, а затем исполнить хорошо и полностью задуманное.
Заслуживают внимания и такие слова Соломона: «Слушай, сын мой, и будь мудр, и направляй сердце твоё на прямой путь». Что имеет в виду мудрый правитель? Для Соломона знание как таковое не представляет собой ценности. Можно постараться и превратиться в ходячую энциклопедию. Но зачем? Ведь знания — это, прежде всего, инструмент. Правитель древнего Израиля воспринимал окружающий его мир как чудо Божие. И в полной мере оценить величие мироздания может не только знающий, но благочестивый человек. Как показывает практика, знания могут стать причиной горя. Как самого человека, так и окружающих.
Обратим внимание и на такое проникновенное высказывание царя Соломона: «У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного». Правитель древнего Израиля, хотя и был человеком ветхозаветным, тем не менее, понимал опасность тех или иных излишеств. А потому он предостерегает читателей от страсти винопития. К сожалению, слова Соломона имеют отношение и к нашим реалиям. Многие наши соотечественники имеют пристрастие к алкоголю. Они разрушают собственные жизни и жизни своих близких. Победить страсть винопития сложно, но с помощью Божией всё же возможно. Главное — отринуть гордость и лживую мысль, что я сам могу бросить пить в любой момент. Со смирения, а также понимания ограниченности своих сил и начинается путь к исцелению. Главное, чтобы человек, осознав свою немощь, положился на Бога и на Его благую помощь.