Книга Притчей Соломоновых, Глава 21, стихи 23-31
Книга Притчей Соломоновых, Глава 22, стихи 1-4
Услышанное нами чтение из книги Притчей царя Соломона учит нас, прежде всего, добродетели смирения. Смирение часто, к сожалению, понимается людьми неправильно. Чаще всего смирение путают со скромностью или бытовой деликатностью. Но смирение значительно глубже перечисленных вещей. Потому что имеет отношение не к образу жизни, а к принципам, на которых жизнь строится.
Слово «смирение» происходит от понятия мера. Смиренный человек соизмеряет слова и поступки с правдой Божией, выраженной в заповедях. Тогда, когда это необходимо, смирение требует от нас отступить, отойти в сторону, проявить скромность. Но есть ситуации, когда заповедь Божия требует от нас предельно активных действий. Например, нам необходимо защитить слабого, встать на пути лжи и преступления. Таким образом, смирение рука об руку идёт с духовной мудростью.
Верующий человек должен руководствоваться как порывами сердца, так и просветлённым умом. Чтобы точно понимать и чувствовать — как лучше поступить в той или иной ситуации. О том и рассуждает, преимущественно, царь Соломон. В одних случаях он призывает нас быть скромными и кроткими, потому что греховную гордость всегда постигает неудача. «Надменный злодей — кощунник имя ему — действует в пылу гордости», — пишет Соломон, демонстрируя, что руководимый тщеславием и презрением к окружающим собственными руками собирает себе горящие угли на голову.
Смирение требует от человека предельной честности перед самим собой. Об этом тоже пишет царь Соломон. Вот его слова: «Жертва нечестивых — мерзость, особенно когда с лукавством приносят её». Для правителя древнего Израиля очевидно, что с Богом нельзя играть в лукавые игры. Если человек сознательно совершает грех, рассчитывая загладить его, например, при помощи денежной жертвы на храм, он глубоко заблуждается. Бога нельзя обмануть, Его нельзя принудить к чему-либо при помощи обрядов и церемоний. Господь хочет, чтобы мы не играли с ним в игры, а были чистыми, добрыми, верующими людьми.
Заслуживает внимания и такое высказывание Соломона: «Лжесвидетель погибнет; а человек, который говорит, что знает, будет говорить всегда». Речь здесь идёт не просто о каком-то судебном состязании. В данном случае мы имеем дело с пророчеством о Христе Спасителе. Господа Иисуса перед казнью пытались обвинить в самых разных преступлениях. Для этого использовались лжесвидетели. Христа Его противники так и не смогли ни в чём уличить, потому что Господь безгрешен и праведен. Несмотря на это, распятие всё же состоялось. Но где те горе-обвинители и лжесвидетели? Они покрыли себя позором. Богочеловек же, говоривший правду, продолжает свидетельствовать об Истине со страниц Евангелия. Воистину — праведник будет говорить всегда!
Смирение, о котором рассуждает Соломон, даёт человеку важный жизненный опыт: «Благоразумный видит беду, и укрывается; а неопытные идут вперёд, и наказываются». Благочестивый никогда не будет лезть вперёд, идти по головам, наживаться за счёт других. Благодаря этому смиренного человека обходят стороной многие беды и печали. Завершается сегодняшний отрывок такими словами: «За смирением следует страх Господень, богатство и слава и жизнь». Царь Соломон утешает читателей, говоря примерно следующее. Да, смирение часто требует от нас мужества, стойкости в вере, но тот, кто держится за правду Божию, страшится пойти против заповеди, Богом никогда не будет оставлен. Соломон обещает верному Господу человеку материальное благополучие. Но это второстепенная вещь. В первую очередь, смиренный, следующий правде Божией, окажется Господом прославлен и обретёт в Его Царстве радостную вечную жизнь!