
«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Евр., 321 зач. (от полу́), IX, 11-14.
Глава 9.
11 Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения,
12 и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление.
13 Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело,
14 то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!

Комментирует священник Антоний Борисов.
Понимание некоторых текстов из новозаветной части Библии просто невозможно без знания ветхозаветного контекста. Прозвучавший отрывок из послания апостола Павла к Евреям является, в данном смысле, хорошим примером. Мы слышим рассуждения святого о том, что Господь Иисус есть новый первосвященник, принёсший людям обновленную скинию для совершения богослужения. Что имеет в виду апостол?
Слова Павла отсылают нас к событиям из наиболее значимого периода истории ветхозаветного Израиля — времени так называемого Исхода. Еврейский народ во главе с пророком Моисеем освободился от египетского плена и направился в Палестину или, как говорит Библия, — «землю обетованную». Путешествие евреев проходило сквозь пески Синайской пустыни. И именно здесь Бог дал Своему народу указания — как совершать богослужение.
Первосвященником, то есть главным священнослужителем, был поставлен Аарон — брат пророка Моисея. Занять место первосвященника после смерти Аарона могли только его прямые потомки мужского рода. Само же богослужение должно было совершаться в так называемой Скинии — огромном переносном шатре-храме. Входить внутрь Скинии мог только Аарон или его помощники-священники. Все остальные молящиеся стояли во дворе шатра. Впоследствии Скиния была заменена на каменный храм, построенный в Иерусалиме царем Соломоном, но она (Скиния) так и осталась символом раннего ветхозаветного богослужения.
Вот мы и узнали исторический контекст, необходимый для лучшего понимания прозвучавших слов апостола Павла. Святой, обращаясь к довольно специфической читательской аудитории (христианам еврейского происхождения), говорит очень смелые вещи. А именно — что Спаситель, по человечеству Своему не принадлежащий к числу потомков Аарона, по сути, упразднил ветхозаветную иерархию.
Первосвященники Израиля в течение истории приносили в честь Бога Единого кровавые жертвоприношения. Эти жертвы служили средством выражения раскаяния людей за совершённые грехи. Они были также символом грядущей жертвы Христа-Мессии. И вот это событие произошло. Жертвоприношения оказались более не нужны. Не нужным стало и ветхозаветное священство. Поскольку спасение человечеству было дано через смерть и воскресение Сына Божьего — от Которого и через Которого и осуществляет служение новое священство.
Христианское священство не ограничено узами кровного или национального родства. Вот что имеет в виду апостол, когда говорит о новой Скинии. Это, конечно же, христианская православная Церковь. Её служителями являются не потомки Аарона, а те мужчины-христиане, что поверили во Христа Спасителя и решили посвятить жизнь Богу и Его новому народу — наднациональному собранию верующих в Сына Божьего. Во имя Его и Его искупительного подвига и совершается главное богослужение — Литургия, во время которой хлеб и вино по молитвам Церкви становятся Телом и Кровью Христовыми.
Таинство святого Причастия (иначе — Евхаристия) служит основанием и одновременно вершиной богослужебной жизни нашей Церкви. Апостол Павел пишет, что в ветхозаветную эпоху освящение людей происходило через обряд окропления кровью жертвенных животных. Так выражалась вера в то, что через жертвоприношение можно получить отпущение грехов. После Голгофской казни Христа и Его воскресения из мёртвых животные не умерщвляются, их кровь не используется для окропления. Христиане под видом хлеба и вина вкушают Тело и Кровь Сына Божьего.
Евхаристия есть таинство очищения, освящения и благодарения. Вступая в духовное общение с Богом через Причастие, мы выражаем готовность жить по заповедям Господним, отвергнув дела тьмы. Одновременно с этим мы просим у Бога освящения наших душ и сердец, чтобы видеть в других людях только лучшее, светлое и, соответственно, руководствоваться в делах и поступках принципами милосердия. И, наконец, участвуя в Евхаристии, мы благодарим Христа за Его служение нам. Ведь слово Евхаристия и означает — «благодарение». Причащаясь, мы говорим Спасителю «спасибо» в самом высоком смысле. Затем, благодаря полученной благодати, мы проявляем к окружающим деятельную любовь и через это уже становимся соработниками и продолжателями Христова служения милосердия. Так помогаем новой Скинии-Церкви расширять границы своего присутствия в мире.
Светлый вечер с Владимиром Легойдой

Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы беседы:
— 80-летие Победы в Великой Отечественной войне;
— Восприятие ВОВ разными поколениями;
— Историческая память и историческая правда;
— Вклад Русской Православной Церкви в Победу.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер
- Светлый вечер с Владимиром Легойдой
- «Журнал от 09.05.2025». Алексей Соколов, Арсений Федоров
- «Христианские мотивы в фильме «Сталкер». Иван Перекатов
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Журнал от 09.05.2025». Алексей Соколов, Арсений Федоров

Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Константин Мацан и Наталия Лангаммер, а также Исполнительный директор журнала «Фома» Алексей Соколов и заместитель Главного редактора Радио ВЕРА Арсений Федоров вынесли на обсуждение темы, связанные с 80-летием победы в Великой Отечественной войне.
Ведущий: Константин Мацан, Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Журнал
Единственная

В давние времена жили в деревушке две семьи. В одной был сын— звали его Шан, в другой — дочь по имени Мэйли, что значит «прекрасная слива». Дети дружили с малолетства, а когда выросли — полюбили друг друга и поклялись никогда в жизни не разлучаться.
Пошёл Шан в дом к любимой девушке свататься, но родители отказали юноше из-за его бедности. Хотелось им отдать дочь с выгодой, за Вана-богача.
Наступил день свадьбы. Громко заиграли трубы, носильщики подняли украшенный цветами свадебный паланкин и понесли Мэйли к дому жениха. Сидит она в паланкине, горько плачет. Полпути прошли, вдруг что-то зашумело, засвистело, поднялся сильный ветер, паланкин с невестой в воронку закрутило, и унесло неведомо куда.
Узнал об этом Шан и решил во что бы то ни стало найти Мэйли.
— Зачем тебе чужую невесту искать? Как бы самому не пропасть, — уговаривали его друзья, — В деревне и других красивых девушек много...
— Мэйли для меня — единственная, — сказал Шан, и отправился в дальний путь.
Много дорог он прошёл, но никто нигде не слышал о пропавшей девушке. Печаль одолела однажды юношу: сел он у дороги и заплакал.
Вдруг откуда ни возьмись явился перед ним белобородый старец.
— Отчего ты плачешь, юноша? Кто тебя обидел?
Рассказал ему Шан про свою печаль, а старец ему в ответ:
— Пойдем со мной. Я знаю, где она.
Шли они, шли, и повстречали ещё одного путника. Спрашивает его старец:
— Кто ты и куда путь держишь, юноша?
— Зовут меня Ван Лан, я ищу свою невесту, которая исчезла в день свадьбы.
— Идём с нами. Я знаю, где она, — сказал старец.
Пошли они дальше втроем: Шан, Ван Лан и белобородый незнакомец. Привёл старец юношей к большому дому и пригласил войти, чтобы немного подкрепиться и передохнуть.
Хозяйка дома для гостей богатый стол накрыла, усадила всех за стол, и говорит:
— Хочу я с вами заодно, юноши, об одном деле потолковать. Муж мой давно умер, живу я вдвоём с дочкой. Вот и решила я в дом зятя принять, чтобы кормил меня на старости лет. Кто из вас двоих хочет здесь остаться?
Вышла из-за ширмы девушка — нарядная, красивая как цветок ириса. Понравилась она сразу Ван Лану, да и богатый дом приглянулся.
— Я останусь, — обрадовался он. — Такая невеста мне подходит.
— А я должен свою Мэйли найти, — сказал Шан.
Говорит ему тогда белобородый старец:
— Иди домой, там тебя твоя невеста ждёт. Тысячи лет живу на земле, а всё никак не могу к человеческим слезам привыкнуть... Уж так она в паланкине слезами обливалась, что я её похитил, чтобы проверить, кто из вас её по-настоящему любит...
— Кто ты, дедушка? — спросил Шан.
Но волшебник ничего не ответил и исчез. Зато он помог соединиться двум любящим сердцам.
(по мотивам китайской сказки)
Все выпуски программы Пересказки