Книга Бытия, Глава 22, стихи 1-18
У праведного Авраама и его жены Сарры долгое время не было ребенка. Наконец, благодаря вере и терпению патриарха, долгожданное дитя появилось на свет. Назвали его Исаак. В только что прозвучавшем отрывке мы читаем о том, как Бог подвергает старца суровому испытанию. Он требует, что праведник отказался от ребёнка, принёс его в жертву. Зачем? Из Священного Писания мы знаем, что на Авраама была возложена особая миссия. От него должен был произойти народ, в среде которого предстояло родиться Христу, Спасителю мира. А потому отличительной чертой этого народа должна была стать искренняя, безусловная вера в Бога. Ну а коль так, то этой важной особенностью должен обладать и сам родоначальник, то есть Авраам. И патриарх, действительно, демонстрирует удивительную веру в Бога. Он по призыву Творца идёт в Ханаан, для него тогда неизвестную, далёкую страну, и полностью доверяет Его словам о том, что здесь от него произойдёт великий народ. Именно поэтому Авраам так ждёт рождения Исаака. Ведь в его сознании Исаак — это ключ к исполнению плана Бога. Не будет Исаака, он не сможет исполнить своего предназначения. А потому он бережёт сына как зеницу ока. Вся жизнь Авраама крутится вокруг ребёнка. Все мысли, все надежды, все упования. Однако, как мы сказали, Бог ожидает от Авраама не просто веры, а безусловной веры. Он хочет, чтобы в своём сердце праведник надеялся только на Него одного. А потому Он и допускает это страшное испытание. Оно необходимо не Богу, Он знает, что Авраам верен Ему. В первую очередь оно нужно для самого Авраама. Оно необходимо для того, чтобы патриарх понял: да, Исаак важен. Но для Бога нет ничего невозможного. Он сможет исполнить обещанное даже если Исаака не будет. Иными словами, в своём сердце Авраам должен был отпустить сына и полностью довериться Богу. До конца отдать Ему всё своё настоящее и будущее. Авраам сделал этот нелёгкий шаг, и его вера достигла совершенства. Он всего себя отдал Творцу, отдал ему самое дорогое и таким образом полностью открыл Богу доступ в своё сердце. В ответ Господь смог через него исполнить задуманное — в мир пришёл Христос.
Перед нами один из фундаментальных законов духовной жизни. Она начинается там, где начинается доверие Богу. А доверие Богу начинается там, где мы отпускаем ради Него контроль над ситуацией. Это не означает, что мы не должны задумываться о завтрашнем дне. Это означает, что мы не должны в него эмоционально вовлекаться. Бывает, что человек совершает какие-то действия в ожидании получить определённый результат и очень переживает, и расстраивается, если результат не оправдывает его ожиданий. Если получилось не совсем или совсем не так, как он хотел. «Я же сделал всё, что от меня требовалось», — сетует он. В результате уныние, депрессия, страхи, тревоги, разочарования в жизни и т.д. Всё это потому, что я всем своим сердцем привязался к той картинке, которая сложилась в моей голове. Я эмоционально вовлечён в своё представление, полностью поглощён своим проектом. Однако при этом я совершенно не учитываю, что у Бога могут быть совершенно иные планы на все мои предприятия.
А потому, когда думаем или говорим о своих планах на завтра, постараемся добавлять в конце «если Богу будет угодно». И не просто добавлять словами, но и чувствовать так сердцем. От нас требуется прилагать максимум усилий, чтобы достичь поставленных целей, однако результаты мы должны всегда отдавать Творцу. Так мы будем впускать Его в жизнь. А Господь знает, как лучше для меня. А потому, какой бы результат в итоге не получился, он всегда обернётся во благо мне и тем людям, которые меня окружают.