Книга пророка Исайи, Глава 45, стихи 11-17
Первый стих сегодняшнего чтения заставляет задуматься. Устами Своего Пророка Господь Бог задаёт вопрос: вы что, на самом деле хотите Мне, Богу, Творцу всего мироздания, указывать, как и что лучше делать?.. Вы это... серьезно?..
А теперь давайте задумаемся. Разве не бывало в нашей жизни ситуации, когда мы — возможно, сами того не осознавая, — дерзали указывать Богу, как и что лучше делать? Разве любой ропот и возмущение — не из этой же области «указания?» Но неужели мы настолько безумны, чтобы пытаться повелевать или — даже страшно произнести! — управлять Самим Господом Богом? Нет, что-то здесь не сходится, главная причина лежит в чём-то другом.
Я бы ещё более обострил вопрос: а разве каждая наша молитва, каждое обращённое к Небесам прошение — не есть пусть и закамуфлированное правильными и благочестивыми словами, но всё же конкретное пожелание Богу — что и как делать?..
Похоже, мы нащупываем что-то очень важное. Всё же есть разница между «пожеланием» и «указанием». Бог, как любящий нас Небесный Отец, вовсе не запрещает человеку желать. Более того, в одном из псалмов Давида мы слышим: «И даст тебе Господь по сердцу твоему, и все намерения твои да исполнит» (Пс. 19:5). Любой разумный родитель будет очень внимательно наблюдать за тем, что рождается в важнейшей части души ребенка — желательной: ведь именно через это во многом определяются его интересы, увлечения, быть может, и главное содержание всей будущей жизни. Итак, выражение желания — причём любого! — вовсе не предосудительно — если только оно не вступает в конфликт с конкретными запретами, то есть если это не желание греха.
Что же такое тогда «указание»? По большому счёту, это изменение... иерархии. Тот, кто раздаёт «указания», по умолчанию находится над теми, кто их обязан исполнять. Если это приложить к отношениям между человеком и Богом, получается страшная картина: разве это не есть откровенный сатанизм — помните, на что замышлял некогда светлый ангел Денница, ставший диаволом — «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему» (Ис. 14:12). Избави Бог, конечно же, от подобных помыслов!
Значит, каждый раз, когда мы обращаемся к Богу с определённой просьбой, надо чётко понимать: мы только излагаем перед Ним все наши боли и скорби, наши надежды и ожидания — но ни в коем случае не пытаемся навязать Ему свою, человеческую, волю! Мы говорим только о себе самих — но не о том, что и как Он должен делать.
И если мы приучим себя не забывать об этом во время молитвы — тем самым на опыте мы очень быстро убедимся: наши молитвы не только слышат там, Наверху, на Небесах, но ещё и исполняют их такими невероятным путями, о которых мы и помыслить не смели!...