Книга Притчей Соломоновых, Глава 16, стихи 17-33
Книга Притчей Соломоновых, Глава 17, стихи 1-17
Однажды мне встретилась история про священника, который всякий раз на проповеди произносил одни и те же слова назидания, никак их не изменяя и не добавляя ничего нового. Когда же прихожане устали слушать одно и тоже, они попросили его объяснить столь необычное поведение, он ответил приблизительно следующее: «А какой смысл говорить что-то новое, если никто из вас пока что не исполнил то, что я непрестанно повторяю?» В самом деле, нам хочется постоянно слышать и узнавать нечто новое, это интересно и увлекательно, но какой в этом смысл, если услышанные слова не меняют нашу жизнь?
Книга Притчей Соломона в некоторых своих фрагментах очень похожа на проповеди того священника: она повторяет одни и те же мысли. Можно, конечно, сказать, что книга Притчей неоднородна, что она имеет несколько слоёв, и что у неё далеко не один автор, а потому она неизбежно содержит в себе повторы. С точки зрения библейской науки это будет вполне корректным заявлением, но мы верим в богодухновенность Священного Писания, следовательно, авторы книг, время создания и количество наслоений в тексте для нас не имеют определяющего значения, мы воспринимаем текст таким, каков он есть, и исходя из этого пытаемся делать необходимые для нашего спасения выводы.
Из книги Притчей можно сделать вывод о том, что существует два пути: путь человека разумного и путь глупца. Да, последнее слово звучит не вполне политкорректно и даже оскорбительно, но книга Притчей не вкладывает в это слово ничего обидного, так она обозначает человека, который не хочет учиться, не хочет не потому, что не может, а потому, что у него нет такого желания, он и без этого считает себя всё знающим и всё понимающим. Книга Притчей утверждает, что различие между мудрецом и глупцом состоит не в разнице интеллектуальных дарований, а в умении слушать наставления и их исполнять, об этом сказано в самом начале книги Притчей: «Глупцы только презирают мудрость и наставление» (Притч. 1:7).
Нынешний отрывок продолжает и раскрывает ту же самую мысль, и говорит о том, что само по себе количество знаний не способно к чему-либо привести: «Разум для имеющих его — источник жизни, а учёность глупых — глупость» (Притч. 16:22). А это означает призыв к тому, чтобы не только накапливать теоретические знания, но и использовать их в своей повседневной жизни, конечно же, в первую очередь — знания о Боге и Его воле, и чем чаще мы слышим повторение мыслей Священного Писания, тем лучше, тем больше вероятность того, что от простого усвоения информации мы перейдём к необходимым для благой вечности действиям.