Книга Бытия, Глава 15, стихи 1-15
Ветхий Завет — это та часть Священного Писания, которая появилась до пришествия в мир Иисуса Христа. Тем не менее в христианской традиции принято читать эти древние книги через призму Евангельского откровения. Если посмотреть на только что прозвучавшую историю под этим углом, то многое из того, о чём в ней говорится, можно понимать не только в прямом буквально-историческом, но и в более глубоком богословском смысле.
Итак, Бог является Аврааму ночью в видении, чтобы пообещать ему наследника. Для патриарха это важный момент. Ведь именно в наследнике он видит смысл своего существования. Он пришёл в Палестину, подчиняясь призыву Бога, именно для того, чтобы его потомки заселили эту землю. Нет сына, нет потомков. Нет потомков, не исполнил своё предназначение, не было смысла в твоей жизни. А потому именно обещание сына — основное содержание разговора.
Диалог между Богом и патриархом скрепляется заключением завета. Для этого Авраам совершает обряд: рассекает животных пополам и кладёт одну половину напротив другой. После этого Бог проходит между рассечёнными животными под видом дыма и огня. Подобный обряд действительно практиковался на Древнем Востоке при скреплении клятвы. Стороны закалывали животных, сливали их кровь, а затем рассекали их. После проходили между этими частями. Такими действиями клянущиеся стороны свидетельствовали, что они становятся единым целым, готовы пролить кровь друг за друга, и в случае нарушения завета понести наказание от Бога, подобное рассечению животного. Интересно, что и само слово «завет», по-еврейски «берит», происходит от глагола «резать, рассекать, разрубать», что указывает на его связь с этим обрядом.
А теперь важный момент, в котором содержится ключ к описанной ситуации. Авраам в ожидании Бога находится на месте жертвоприношения до вечера. «При захождении солнца, — как говорит Писание, — крепкий сон напал на Аврама». Речь идёт не об обыкновенном сне. Об этом свидетельствует еврейское слово «тардема» и его греческий аналог «экстасис», который русский переводчик переводит как «сон». Это слово уже встречалось в Писании, когда рассказывалось о творении Евы в раю. Тардема — это сон Адама, особое сверхъестественное состояние, в котором находился первый человек во время творения жены.
Так услышанный нами эпизод из истории Авраама словно повторяет историю первого человека. Как Адам томился от того, что у него нет помощника, подобного ему, так Авраам томится от того, что у него нет наследника. Оба не могут в таком состоянии ощутить себя полноценными исполнителями воли Божией. Как Адама Бог погружает в сон для того, чтобы сотворить жену, так и Авраам погружается в сон, когда Бог заключает с ним договор о рождении наследника. Как Адам получает повеление плодиться, размножаться и заселять землю, так земля Обетованная обещается и потомству Авраама. Наконец, как от Адама появляется Ева, мать всех живущих на земле, так и от сына Авраама Исаака происходит еврейский народ, в котором в итоге рождается Христос. Как праматерь всех живущих, Он даёт всему человечеству новую жизнь через веру в Себя и те таинства, которые открываются всем верующим в Его Святой Церкви.