Книга Бытия, Глава 12, стихи 1-7
В истории самых разных стран бывали люди, которые признавались современниками совестью нации. Это люди, чей голос оказывался авторитетным для большинства, чьи представления о справедливости и правильности того или иного пути воспринимались в качестве ориентира. Трудно себе представить, но в XIX веке в России существовал целый институт так называемых совестных судов, в которых решения принимались по совести, и судья должен был руководствоваться голосом сердца. Решения такого судьи основывались не на формальных законах, а на его собственных представлениях о справедливости. Соглашаясь с ним, люди признавали над собой суд чужой совести. Признавали, потому что чувствовали в нём голос высшей справедливости, о которой и сами все знали, но которой до поры до времени противились.
Сегодня такое для многих немыслимо. Люди полны недоверия и вряд ли будут готовы доверять свою судьбу чьей-то совести. Законы в той или иной мере признаются общепринятыми, но разве можно быть таковым мнение одного человека?
В сегодняшнем чтении мы слышим о праотце Аврааме, которого Бог призывает совершить нечто удивительное: уйти из города, в котором он родился и пойти в неизвестную для него землю только лишь потому, что таково желание Творца. Проще говоря, от Авраама Бог ожидает акта веры, причём не формального и психологического, а вполне реального и деятельного. Авраам должен был не просто поверить в Бога, он был призван поверить Богу, предать себя в Его руки.
При этом мы, конечно, должны понимать, что призвание Авраама — это не просто договор Бога с каким-то одним человеком. Всю историю человечества после грехопадения Господь стремится вернуть человечество на истинный путь и для этого обращается к людям, которые готовы быть Ему верны. Среди потомков Адама таковым был Ной, которого Бог спас от потопа в ковчеге, среди потомков Ноя таким был сам Авраам. Обращаясь к нему, Бог не просто стремится улучшить его жизнь, Он желает, чтобы на земле был человек, который оказался бы примером для других. Именно поэтому среди обещаний Аврааму есть удивительные слова. Бог говорит: «и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные». Когда человек только слышит заповеди Божии, в нём рождается сомнение, и он говорит сам в себе: «не знаю, смогу ли я исполнить всё это?» Однако, когда он видит перед собой живого свидетеля того, что жизнь в мире с Богом возможна, заповеди открываются перед ним в ином свете. Человек, верный Богу, становится эталоном в вере и ориентиром в жизни, потому что его присутствие способно преобразить общество, в котором он живёт.
И пусть в случае с праотцем Авраамом языческие традиции были настолько сильны, что Бог повелел ему жить в другом месте. Придя в землю обетованную, он был призван жить так, чтобы в итоге стать примером для всех людей.