Книга Притчей Соломоновых, Глава 12, стихи 23-28, Глава 13, стихи 1-9. Комментирует - протоиерей Павел Великанов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Книга Притчей Соломоновых, Глава 12, стихи 23-28

Книга Притчей Соломоновых, Глава 13, стихи 1-9

Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

Один из стихов сегодняшнего чтения сначала вызывает недоумение, вот как он звучит по-русски: «Душа ленивого желает, но тщетно; а душа прилежных насытится». «Тщетное желание» и «прилежное насыщение» как-то не очень согласуются между собой. А что там по-церковнославянски? Очень интересно: «В похотех есть всяк праздный: руки же мужественных в прилежании». Вот это да! А другие переводы о чём говорят? «Лентяй всё ждёт, да не дождётся, зато прилежный насытится». И вот ещё: «Всякий празднолюбец живёт страстями, руки же мужественных — в работе». А в латинском переводе в Вульгате мы вообще встречаем неожиданный разворот: «Vult et non vult piger» — буквально — ленивый хочет — и не хочет!

Теперь, имея перед собой достаточно широкий простор переводов, попробуем их обобщить и выделить самое существенное. На поверхности — противопоставление двух подходов: «похотливого желания-нежелания» и «усердного делания». Если со вторым всё более-менее понятно — ну да, усердие и труд всё перетрут — то вот с первым как-то всё достаточно смутно. Что значит — «хотеть-не-хотеть?» Причём именно в противопоставлении «усердному деланию»? Давайте разбираться.

У святых отцов есть яркий образ, точно показывающий, что происходит с человеком, действующем по страсти. Они уподобляют его псу, лижущему зубья пилы, и упивающемуся от вкуса собственной крови. Как, похоже на «хотеть-не-хотеть?» Мне кажется, даже очень. Страсть — извращённая сила души, споткнувшаяся об самолюбие и застрявшая на сопутствующем удовольствии — действительно берёт человека в рабы и заставляет делать то, что в здравом уме он никогда делать бы не стал. Яркий пример — любые зависимости, аддикции, — хоть химические, хоть психологические. Человека буквально «несёт», он не может сказать себе «стоп! Нет!» — и, «нализавшись» собственной крови — страсти, проваливается в бездну раскаяния, отчаяния и пустоты.

«Праздная похоть», как правило, достаточно невзыскательна: для неё главное — «удовлетвориться» хоть обо что — как алкоголик уже не выбирает особо, что именно будет он пить, лишь бы градус был, да повыше. Упиться в хлам — а там будь что будет! Именно так и действует страсть. Настоящее же, не противное Богу, желание, особенно когда оно созвучно воле Божией, очень даже взыскательно: оно конкретно, требует усилия и усердия, оно должно быть выдержано и «выделано», как дорогой предмет. И по мере того, как проходит этот процесс «выделки» желаемого, душа всё более насыщается. Причём, здесь речь не столько об «удовлетворении от исполнения желанного» — в таком случае разница с «праздной похотью» была бы трудно различима. Здесь прежде всего удовлетворение проистекает от понимания того, что это желание «встраивается» в общий круговорот бытия, ему не противоречит, его не разрушает, напротив, вносит свою малую лепту в гармонизацию и просветление жизни светом Божественной воли.

Научи же нас, Господи, отличать наши страстные «похотливые праздные желания» от настоящих желаний, происходящих из глубины верного Тебе сердца!

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!