Книга Бытия, Глава 9, стихи 18-29
Книга Бытия, Глава 10, стихи 1
Наши поступки бывают сознательными и случайными. И если задуматься о последних, мы понимаем, что иногда просто не можем поступить иначе, когда в нашу жизнь вмешиваются законы природы. Бывает же, что нам не хватает знаний, и мы действовали бы по-другому, обладай мы ими во всей полноте. Главным признаком подобных поступков оказывается отсутствие у нас определённого намерения, или их случайность. Так ребёнок, ударивший во время игры другого, спешит заверить взрослого в том, что произошедшее вышло нечаянно, он не чаял, то есть не ожидал такого исхода. Подсознательно ребенок понимает, что, если он не хотел сделать другому больно, его вина не будет такой же, как если бы он нечто подстроил или сделал специально.
Как же на самом деле относиться к нечаянным поступкам? Если от человека они не зависят, в чём же он оказывается виновен?
В сегодняшнем чтении мы слышим историю о Ное и трёх его сыновьях. Не имевший опыта винопития, праотец опьянел и уснул нагим в своём шатре. И хотя иногда нам, совершающим что-то по неведению, можно сказать, что мы должны были бы выяснить, прежде чем действовать, праотцу не у кого было узнать о воздействии вина на организм человека. Иными словам поступок Ноя был случайным и в Писании ничего не говорится о его вине.
Младший из сыновей Ноя — Хам, вошёл в шатёр отца и увидел его нагим. В наши дни понятие наготы в большей степени связано с эротизмом, в то время как в древности оно в первую очередь было связано с потерей статуса и позором. Неслучайно позорящие наказания зачастую были связаны с открытием наготы. Но Хам вошёл в шатёр отца без цели увидеть его наготу и в том, что увидел её, не был виновен. Человек, живущий в современном мире, может случайно столкнуться с самыми разными образами и за само это столкновение ответственности не несёт.
Но если перед нами два случайных поступка, в чём же проблема? Проблема в том, как повёл себя Хам, совершив нечаянно плохой поступок. Писание говорит, что он вышел и рассказал братьям. Может показаться, что в этом действии тоже нет ничего такого, ведь не говорится, что Хам осудил отца, но дело не столько в осуждении, сколько в рассказе о слабости и ошибке. Бывают ситуации, в которых мы говорим о ком-то, предупреждая об опасности или спрашивая совета, не зная, как поступить. Но Хам всё знал и понимал. Он мог прикрыть наготу Отца и снизойти к Его незнанию и немощи, но он не снизошёл.
Мы нередко попадаем в неловкие ситуации, которые лишь отчасти от нас зависят, а иногда не зависят совсем. Бывает так, что к ним приводит логика нашей жизни, а бывает, они входят в неё как искушение. Однако, что бы ни произошло, важнее всего не объективные обстоятельства, а то, как мы ведём себя в них, какую стратегию поведения выбираем.