Книга Бытия, Глава 8, стихи 21-22
Книга Бытия, Глава 9, стихи 1-7
Процесс приготовления еды в той или иной степени знаком каждому. И, наверное, на свете не существует человека, у которого в процессе готовки никогда ничего не пригорало бы. У кого-то подобное случается редко, а для кого-то обычное дело. При этом, так или иначе, все мы знаем неприятный запах, который возникает, когда еда вместо того, чтобы готовиться, начинает гореть. Но что же получится, если мы эти свои бытовые знания перенесём на такое явление религиозной жизни, как жертва? Для нас сегодня это зачастую внутреннее, духовное понятие и мы даже не задумываемся над тем, что в прежние времена жертвы представляли собой сожжение целого животного, часто не одного, а нескольких. Представить дым и запах, которые сопровождали процесс жертвоприношения непросто, но ещё сложнее понять, как Богу, сотворившему небо и землю, подобное могло понадобиться. Неужели Ему действительно подобное было приятно?
Сегодняшнее чтение начинается с того, что Бог обоняет приятное благоухание от жертвы, которую принёс Ему праведный Ной. Причём, обратившись к предыдущему стиху мы видим, что праотец принёс жертву всесожжения, то есть жертву, которая сжигалась полностью, в отличие от обычных жертв, часть которых приносящий оставлял себе. Для человека, не привыкшего к библейскому языку, подобное начало чтения может звучать абсурдно: Бог, духовное, то есть нематериальное существо, вдыхает запах жертвы — сгорающего на огне животного — и считает его приятным. Причём после этой жертвы, Он говорит, что не будет больше наводить на землю потоп, хотя помышления людей продолжают быть злыми от юности. Удивляет, для чего Богу вообще нужны жертвы, как они могут быть Ему приятны настолько, что Он даже проявляет милость по отношению к людям.
Однако, всё не так просто. Библия говорит с человеком, на человеческом языке, но описывает при этом реальности мира духовного. Цивилизация людей развращённых и постоянно стремящихся ко злу, была уничтожена потопом. Если же учесть, что зло на библейском языке — это не просто нравственный выбор или черта характера, но сознательное противление Богу, становится понятно, что вся жизнь этих людей сводилась к эгоизму возведенному в абсолют. И вот Ной выходит из ковчега и приносит Богу жертву всесожжения. С глубокой древности эта жертва символизирует жертвенный настрой самого человека, который готов предать себя Богу во всей полноте. И именно поэтому книга Бытия говорит, что благоухание жертвы приятно Богу. Дело не в горящем мясе, а в том, что оно символизирует горячее сердце Ноя, его готовность жить в согласии с Богом. И хотя проблемы в мире ещё не решены Бог заключает с праотцем завет, потому что главный выбор своей жизни Ной уже совершил.