Книга пророка Исайи, Глава 14, стихи 24-32
Для большинства наших современников само слово «Ассирия» не несёт в себе никакого значимого смысла, в лучшем случае, мы понимаем, что оно обозначает одно из древних государств, которое, в силу созвучности названий, довольно просто спутать с другим и тоже древним — с Сирией. Иначе обстояло дело у современников пророка Исайи: Ассирия была страшной империей, причём хронологически первой империей в мировой истории, и от неё исходила угроза всем окрестным государствам, в том числе и тем из них, которые были образованы израильскими племенами. Самых общих сведений об Ассирии достаточно для понимания того, что в современном нам мире попросту не существует империй, сопоставимых с Ассирией как по общему времени своего существования, так и по силе и могуществу, те государства, которые в наши дни играют заметную роль на мировой арене, — младенцы в сравнении с Ассирийским царством. Вполне естественно, что многим из нас кажется, будто бы то или иное современное государство обладает невероятной прочностью, влиянием и устойчивостью, аналогичные ощущения были и у древних израильтян относительно Ассирии, они полагали, что это нерушимый колосс, который никогда не падёт, при этом у них было больше оснований так считать, чем у нас в отношении современных нам империй.
У пророка Исайи было иное мнение по этому вопросу, именно его он и изложил в нынешнем отрывке своей книги: Бог вынес определение в отношении Ассирии, и она будет уничтожена. Исайя ничего не говорит о, так сказать, технической стороне падения Ассирии, не говорит о том, как оно произойдёт, да это и не имеет смысла: если Бог принял решение, то оно осуществится, детали же имеют лишь второстепенное значение, а потому Исайя их не упоминает. Для пророка Исайи, как и вообще для любого другого верующего человека, было вполне очевидным, что не только жизнь каждого конкретного человека находится в руках Божиих, но и судьбы империй — в Его же руках, именно Бог определяет, какое государство продолжит свой исторический путь, а какое уступит место иным народам.
Впрочем, прославленные Церковью толкователи книги пророка Исайи не останавливались на этом очевидном смысле слов пророка, они шли дальше, и использовали типологический метод толкования, в частности, под довлеющей силой Ассирии они понимали указание на ту силу тяготения к греху, которую ощущает в себе каждый человек, а под падением Ассирии они видели уничтожение этого тяготения, а с ним и самого греха. Одним из таких толкователей был святитель Василий Великий, вот его слова: «Так и горой Божией, на которой ассирияне „будут в попрание“, может быть назван возросший в добрых делах и ставший выше других словом и познанием; в нём враги будут в попрание. И всякое иго ассириян отнимется Богом. Ибо они высоко о себе думали, потому что налегли на плечи людям, составлявшим часть Божию, и делали своими подъяремниками отвлечённых грехами от рабства Богу». И в этом — тоже воля Божия, она, как и в случае с реальной Ассирией, состоит в том, что грех будет истреблён Христом Спасителем, человек станет свободным, таким, каким его сотворил Бог.