
Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Евр., 311 зач., IV, 14 — V, 6.
Глава 4.
14 Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего.
15 Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха.
16 Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи.
Глава 5.
1 Ибо всякий первосвященник, из человеков избираемый, для человеков поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи,
2 могущий снисходить невежествующим и заблуждающим, потому что и сам обложен немощью,
3 и посему он должен как за народ, так и за себя приносить жертвы о грехах.
4 И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон.
5 Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя;
6 как и в другом месте говорит: Ты священник вовек по чину Мелхиседека.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
В только что прозвучавшем отрывке апостол Павел называет Христа Первосвященником. Это не случайно. Так же, как и иудейские священнослужители, Спаситель принёс Богу жертву. Однако если до Него эти жертвы были несовершенны и служили лишь символом примирения Бога и человека, то Господь принёс жертву, которая восстановила разрушенные отношения между Творцом и Его творением — Он отдал за нас собственную жизнь. Логика странная. Человек в лице Адама и Евы согрешил, нарушил Завет в раю, а Бог за это в итоге расплачивается. То есть виновный избежал наказания, а наказывают невиновного. Законом справедливости здесь и не пахнет. Поэтому и называет Павел Христа священником «по чину Мелхиседека». Давайте разберёмся, что это означает.
Религиозная и духовная жизнь иудеев была строго регламентирована разного рода правилами, которые носили по большей части юридический характер. Например, если ты нарушил субботу и вместо того, чтобы отдыхать, собирал дрова для печи, ты виновен. Виновен не только перед человеком, но и перед Богом. При этом никому и дела нет, что ты хотел согреть теплом свою семью. Если ты не совершил положенное омовение перед едой или молитвой Богу, то молитва твоя не была услышана, а еда не была благословлена свыше. Бог не вступит в отношения с человеком, который не заботится о чистоте тела. Если к тебе прикоснулся тот, кто страдает истечением крови, ты осквернён и не можешь принимать участие в общественной молитве. И никому нет дела до того, что это произошло случайно, ты не виноват в этом прикосновении и даже не заметил его. Древние римляне говорили: «Dura lex, sed lex», «закон суров, но это закон». Это принцип в иудейской религии распространялся не только на взаимоотношения между людьми, но и в полноте регламентировал духовную жизнь человека. То есть отношения с Богом напоминали постоянную судебную тяжбу. Так работал тот закон, тот чин, который был дан через Моисея.
Но Мелхиседек был праведником, который жил раньше Моисея. Он жил до всякого закона. И это не мешало ему быть священником Бога Всевышнего и даже благословлять патриарха Авраама. Такой духовной силой он обладал. То есть, говоря о том, что Христос — первосвященник по чину Мелхиседека, Павел говорит, что христианство открыло новую эпоху отношений между Богом и людьми. Это эпоха, когда праведником считается не тот, кто исполнил закон, а тот, кто поступает так, как поступил Спаситель. Господь вопреки закону справедливости пошёл на крест ради тех, кто был виновен. Он мог мгновенно навести на земле порядок. Наказать грешников и отомстить обидчикам. Однако Он вопреки всякой логике закона Моисеева проявляет к ним милость, любовь и прощение.
К этому Господь призывает и нас. Напоминает, что Его настоящий ученик меняет не окружающих при помощи закона, но в первую очередь исполняет Евангелие, то есть меняет собственное сердце и собственную жизнь, наполняя так свою душу миром, покоем и благодатью.
19 апреля. О личности и творчестве Александра Птушко

Сегодня 19 апреля. В этот день в 1900 году родился режиссер и художник-мультипликатор Александр Птушко.
О его личности и творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Кто из представителей старшего поколения не помнит шедевральных мультфильмов «Новый Гулливер», «Золотой ключик», «Каменный цветок», «Садко», «Илья Муромец», «Сказка о царе Салтане», «Руслан и Людмила»? Эти работы удостоены высших призов во всем мире, привлекали к советским мультипликаторам внимание высоких профессионалов. Уолт Дисней, как вспоминает дочь режиссера, прислал Птушко восторженное письмо: «Ради Бога, приезжайте! Я дам вам любую студию». А в ответ услышал: «Я русский человек, и никуда из России не уеду». Александр Лукич Птушко, как свидетельствуют современники, был всегда очень бодрым и радостным. Ему была присуща та особенная творческая веселость, которая столь разительным образом контрастирует с хандрой, пессимизмом, разочарованностью многих современных творческих людей. Эта энергия созидания радости свойственна и всем персонажам мультфильмов нашего замечательного автора. Он был действительно новатором. Привлекая десятки тысяч статистов, вошел даже в Книгу рекордов Гиннесса, настолько массовым было его искусство. Вместе со знаменитым сценаристом Роу он создал тот мир русской сказки, который до сих пор завораживает современного зрителя.
Все выпуски программы Актуальная тема
19 апреля. О церковной полиграфии

Сегодня 19 апреля. День российской полиграфии.
О церковной полиграфии — протоиерей Андрей Ефанов.
Полиграфия, то есть тиражирование типографским методом печатной продукции, началась на Руси в 1564 году с издания дьяконом Иваном Федоровым «Апостола». Книги, которые не только использованы за богослужением, но и в качестве учебника, по которому учились грамоте. Так духовные и образовательные программы были реализованы в одном издании. За 450 лет в России было издано неисчислимое количество разных книг, журналов, газет и прочей литературы. И если в советские годы религиозная литература почти не издавалась, то в остальное время ее доля в печатной продукции была достаточно значима и велика. Отдельно стоит вспомнить массовые тиражи бумажных икон, популярных как в XIX — начале XX века, так и в 90-е годы XX — начале XXI веков, позволившие иметь иконы почитаемых святых даже в небогатых семьях. Хочется верить, что и в современную цифровую эпоху полиграфия будет занимать свое значимое место в жизни людей и, как и раньше, помогать верующим в их религиозных потребностях.
Все выпуски программы Актуальная тема
19 апреля. О духовных размышлениях христианина в этот день

Сегодня 19 апреля. Великая суббота.
О духовных размышлениях христианина в этот день — протоиерей Константин Харитонов.
Великая Суббота. Да молчит всяка плоть человеча. Этот день особенный, когда мы должны погрузиться в некое духовное молчание и провести это время в глубокой молитве. Почему? Потому что Господь в этот день сошел в ад и из ада вывел всех тех, кто ждал его. Этот день — день покоя, как и переводится само слово «суббота». День покоя, который Господь почил во времена творения, и день покоя, который Господь почил после своей крестной смерти. Этот день, как говорят, даже птицы не вьют гнезда. Это тишина на всей земле. Хотя мы готовимся к самой Пасхе и уже чувствуем некую весеннюю и пасхальную радость, которая нас зовет к этому торжеству. Но на самом деле это время особо духовного размышления того, и как мы с вами тоже все придем к воскресению из мертвых. К каждому из нас Господь сходит в этот день, как в ад. Ибо мы в духовном смысле и находимся в аду через свои грехи, через свои падения. И мы должны в этот день особенно поразмышлять и подумать о том, как протянуть руку Господу, уверовав в Него, чтобы нас Господь вывел из ада и чтобы нас привел к вечному воскресению.
Все выпуски программы Актуальная тема