Книга Притчей Соломоновых, Глава 8, стихи 32-36
Книга Притчей Соломоновых, Глава 9, стихи 1-11
Духовная жизнь не сводится исключительного к разного рода ограничениям. Они, безусловно, есть. Но эти ограничения, на самом деле, не более чем инструменты, существующие для того, чтобы человек достиг главного. И согласно православному вероучению верховной целью духовной жизни является спасение, то есть достижение единства с Богом в Его Небесном Царстве.
Об устройстве Царства Божия мы можем говорить в очень и очень приблизительных категориях. Потому что реальность, в которой обитает Бог, превосходит все человеческие представления. Иными словами — любой придуманный нами образ есть только намёк и не более. И всё же. Нам точно известно, что Царство Небесное наполнено светом и радостью. Да — они опять же не имеют аналогов в окружающем нас мире. Но, тем не менее, эти радость и свет есть. Ведь о них так проникновенно говорит в Евангелии Господь Иисус Христос.
Впрочем, и в Ветхом Завете также имеются книги, где речь идёт о Царстве Божием. Это, например, книга Притчей царя Соломона. Здесь Царство Небесное именуется домом Премудрости. Под Премудростью следует понимать, прежде всего, второе Лицо Святой Троицы — Сына Божия Иисуса Христа. Необходимо учитывать, что в эпоху Ветхого завета Царство Небесное было для людей недоступно. Рай вернул людям Господь Иисус. А как вы понимаете — дать, подарить или вернуть можно только то, что тебе принадлежит.
Царство Небесное, оно же Рай, это дом Сына Божия, где Он пребывает вместе с Богом Отцом и Святым Духом. Данная реальность представляет собой совершенство. Вот почему царь Соломон пишет, что дом Премудрости опирается на семь столбов. Семь на языке Библии — символ благословлённого Богом возвышенного идеала. Господь создал мир за шесть дней, благословив творение в день седьмой.
Итак, Соломон очень возвышенно говорит о доме Премудрости и от Её лица призывает всех людей прийти к воротам Божественной обители. Здесь мы имеем дело с двойным символом. С одной стороны, подчёркивается, что до прихода Спасителя Царство Небесное для людей недоступно. Можно лишь встать у ворот, неся, по выражению правителя Израиля, «стражу». Иными словами — всячески опасаясь пропустить малейшую весть, исходящую из обители Премудрости.
С другой стороны, ворота в ближневосточном понимании — не просто проход в город, селение. Это место, где происходят наиболее важные встречи, делаются объявления, касающиеся всех жителей. Получается, что да — Рай пока закрыт — но необходимые нормы Божественного закона уже людям даны. Это, в первую очередь, десять заповедей пророка Моисея, на которых, в принципе, основывается универсальная этика. Кроме того, в эпоху Ветхого Завета жили праведники, которые, верно, стояли у ворот дома Премудрости, слушали Её, а затем возвещали волю Божию остальным людям. Речь, прежде всего, о пророках древнего Израиля, призывавших соплеменников отступить от тьмы греха и выбрать свет закона Господня.
Имеет ли образ Соломона значение для нас — тех, кто живёт в новозаветную эпоху? Более чем. Если дом Премудрости великим правителем древности созерцался духовным образом, и подчёркивалось, что, к сожалению, в полной мере пока стать жителем Царства Божия нельзя, но к этому нужно стремиться. То теперь дом Премудрости существует не только на Небе, но и здесь на земле. И это Православная Церковь. В ней каждый человек может найти благодатную поддержку в виде таинств, научиться исполнять евангельский закон и через это достигнуть святости. Потому будем внимать советам великого Соломона, следуя за Премудростью — Христом Господним. И через это обретём настоящую и неизбывную радость. Сначала на земле и затем в Небесном Царствии Божием.